Международный женский день – самое время вспомнить выдающихся исследовательниц, которые изменили наше понимание счастья.
В первые годы после образования РСФСР был принят декрет от 8 августа 1918 года «О правилах приёма в высшие учебные заведения в РСФСР». Он позволил каждому человеку независимо от гражданства и пола, достигшему 16-ти лет, вступать в число слушателей любого высшего учебного заведения без представления диплома, аттестата или свидетельства об окончании средней или какой-либо школы.
На протяжении всей истории женщины играли важную роль в развитии и обогащении научной мысли, однако человечеству не всегда удавалось побороть свои предрассудки и по достоинству оценить их огромный вклад в развитие науки. Существует множество примеров женщин-первооткрывателей, чьи достижения долгое время оставались в тени заслуг их коллег-мужчин.
На книжной выставке «Женщины-ученые» представлены книги о жизни и судьбах наиболее выдающихся женщин, которые внесли значительный вклад в науку и изобретательскую деятельность.

Одной из выдающихся женщиной-психологом является советский психолог и основоположница отечественной патопсихологии, лауреат Ломоносовской премии I степени, одна из основоположниц факультета психологии МГУ Б.В. Зейгарник. Широкую известность получила её дипломная работа, выполненная под руководством К. Левина в Берлинском университете. Она доказала в своей работе, что незавершенные действия запоминаются лучше, чем завершённые. В 1927 году, после публикации работы о прерванных действиях, ей присвоили степень доктора. Это открытие получило название «эффект Зейгарник».
Главная заслуга Зейгарник — это дизайн эксперимента. Пожалуй, она была первым учёным-психологом, уделившим столько внимания альтернативным гипотезам.

Советский психолог, ученица Льва Выготского. Основной круг интересов Божович — детская психология. В этой области ею написаны труды по проблемам развития личности ребёнка, формирования его мотивации, по экспериментальному исследованию аффективных конфликтов, самооценок и динамики уровня притязаний в детском возрасте, личностной направленности, условиям формирования гармоничной личности и др. Именно её работы во многом легли в основу системы развития детей в детских садах (все эти занятия мелкой моторкой, дежурства и так далее). Л.И. Божович является, пожалуй, самым ярким представителем ХХ века в области детской психологии. Это неординарная личность, скрупулёзный теоретик и талантливый экспериментатор. Результатом её деятельности явилась разработка оригинальной концепции возрастного подхода, освещение в трудах вопросов особенностей развития ребёнка, своеобразия структуры детской личности, причин образования так называемого аффекта неадекватности.

Советский учёный-дефектолог, педагог, литератор, кандидат педагогических наук. Она в основном занималась дефектологией — обучением и развитием слепоглухих детей. Но при этом она много занималась вопросами восприятия у таких детей, а это напрямую психологическая тема. Кроме того, Ольга Скороходова являлась единственным в мире слепоглухим учёным. Она потеряла зрение в пять лет, после болезни. К подростковому возрасту она оглохла полностью. Но тем не менее смогла сделать немалый вклад в развитие дефектологии, что лично у меня вызывает глубочайшее уважение и восхищение.

Советский и российский психолог, специалист по экспериментальной психологии (психология восприятия, психология внимания, психофизиология движений), системной семейной психотерапии, нейролингвистическому программированию. В своей кандидатской диссертации предлагает и апробирует новый метод измерения степени развития звуковысотного слуха, являющегося основой музыкального слуха человека, показывает, что в осложнённых условиях оценки высоты звуков разного тембра значительную помощь оказывает вокализация (внешняя и внутренняя) и обучение ей. Работа позволила обосновать предположение о том, что освоение ребёнком тембрового языка может тормозить развитие музыкального слуха, из чего следует, что необходимо обращать специальное внимание на развитие музыкального слуха ребёнка в период освоения им русской речи (в возрасте 1-2 лет).
В работе «О движении человеческого глаза» изучены и описаны разнообразные виды движения глаз в контексте человеческой деятельности, описаны зависимости их характеристик от задач, в которые они включены. Учебник Юлии Борисовны «Введение в общую психологию» является одним из основных учебных пособий по курсу психологии.




На сегодняшний день в мире насчитывается немало имён женщин-психологов, которые помогали и помогают делать психологию такой, которой она предстаёт перед нами сегодня.
Имена российских и советских женщин-учёных XIX-ΧΧ веков до сих пор знают во многих странах мира: первая в мире женщина-профессор математики Софья Ковалевская, советский микробиолог и эпидемиолог, создательница антибиотиков Зинаида Ермольева, советский биохимик и физиолог Лина Штерн, специалист в области математической физики Ольга Ладыженская, нейрофизиолог, известный исследователь мозга Наталья Бехтерева и многие другие.
Все эти великие женщины служат примером для своих соотечественниц, коллег и последователей, работа которых несомненно влияет на развитие современной науки.