Фонд редких книг представляет…

нет комментариев

Фонд редких книг представляет…: виртуальная книжная выставка

Фонд редких книг библиотеки ШГПИ сформировался в годы войны, библиотека получила 10 000 экземпляров из фонда бывшего филиала Челябинской областной библиотеки — Шадринского архива. В числе этих книг была художественная литература, редкие издания по различным отраслям знания и комплекты дореволюционных журналов.
К нашему великому сожалению, большая часть этого фонда в 1952 г. Была перевезена в Курган, и самые редчайшие и ценнейшие издания оказались в КГПИ (ныне КГУ). И все же оставшиеся в нашей библиотеке издания представляют научную, историческую и культурную ценность.
В дальнейшем фонд немного пополнился за счет поступлений из закрывшихся институтов (Кимрского и Бугурусланского учительских институтов). Так, например, в библиотеке появились «Ученые записки Казанского Императорского университета» (за 1860-1917гг.).
В настоящее время в этот фонд входят издания, отличающиеся высокой полиграфической культурой, репринтные, факсимильные и миниатюрные издания.

 



Сейчас фонд редких книг насчитывает более 4 тысяч книг и журналов, информацию о которых читатель может получить из каталогов и карточек, а при желании – поработать с ними в читальном зале.

Иманаев, М. Методика в уроках : пособие по обучению русскому языку и арифметики в инородческих училищах / М. Иманаев. – Казань : Тип. М. А. Семенова,1914. – 221 с.
Настоящая книга состоит из пробных уроков воспитанников Казанской татарской учительской школы, данных в начальном училище при ближайшем участии в качестве учителя — автора книги. Это пособие состоит из следующих отделов: 1) обучения родному языку, 2) обучение первоначальной грамоте, 3) чтения в трех отделениях, 4) разбора и заучивания стихотворений и басен, 5) грамматических упражнений в трех отделениях и 6) отдела арифметики.
Целью автора было познакомить начинающего учителя с методическими правилами по преподаванию учебных предметов в начальных училищах, облегчить их работу указанием наиболее простых приемов, чтобы ученики и учитель взаимно понимали друг друга, и чтобы совместная работа их была продуктивной.

Самсонов, В. А. Методическое руководство классного чтения и литературных бесед / В. А. Самсонов. – СПб. : Изд. Н. П. Карбасникова, 1911. – 258 с.
Настоящий курс литературного чтения являлся лишь одним из педагогических планов школы. Наряду с ним существовали и другие учебные планы, с иным выбором и с иной группировкой литературного материала, но описание их не входило в задачу этой методики, требуя отдельной работы.
Данный курс охватывал собой вторую ступень обучения, но ближе всего он подходил к городскому четырехклассному училищу, как к наиболее чистому типу общеобразовательной школы второй ступени обучения. Предлагаемый курс распадался на концентра. Первый из них охватывал два младших класса общеобразовательной школы, а второй концентр соответствовал фактическому курсу литературного чтения в двух старших классов четырехклассного городского училища.

Условия и приемы объяснительного чтения. – М : «Нач. шк.» Е. Н. Тихомировой, 1884. – 104 с.
Это руководство для воспитанников учительских институтов и семинарий, воспитанниц педагогических курсов и женских гимназий, преподавателей русского языка низших классов гимназии и реальных училищ и учителей народных школ.

Воскресенский, В. А. Книга для чтения в начальной школе / В.А Воскресенский. – СПб. : Тип. В. А. Тиханова, 1907. – 224 с.
Книга представляла собой доступный, интересный художественный материал для чтения. Главная цель – научить любить и помнить родной язык, вызвать в душе добрые чувства и сообщить об окружающем мире.


Баранников, И. В. Русский язык в картинках : ч. 2 / И. В. Баранников, Л. А. Варковицкая. – М. : Просвещение, 1965. – 240 с.
Эта книга являлась второй частью вышедшего наглядного пособия «Русский язык в картинках» и предназначалась для третьего и четвертого годов обучения русскому языку в национальных школах.
Ее рекомендовалось использовать как дополнительный иллюстрированный материал к учебникам, помогающий учащимся усвоить лексику и грамматический строй русского языка.
В связи с тем, что в пособии содержится материал третьего и четвертого классов, количество и последовательность лексических и грамматических тем не всегда будут соответствовать последовательности изложения этого материала в программе и учебниках. Поэтому учитель мог использовать одну и ту же картину и в третьем и в четвертом классе, сообразуя работу по ней с лексико-фразеологическими и грамматическими целями урока.
Более высокий уровень знаний по русскому языку у учащихся III–IV классов позволял разнообразить работу по развитию речи, придать ей творческий характер.

Острогорский, А. Я. Русское правописание : руководство к его наглядному изучению : ст. для списывания / А. Я. Острогорский. – Петроград, 1917. – 110 с.
Новейшими данными (на период 1917 года) экспериментальной педагогики можно считать установленным тот факт, что для усвоения правописания наибольшее значение имели получаемые учеником зрительные и двигательные впечатления. С этой точки зрения на первой ступени обучения правописанию наиболее целесообразным представлялся автору прием списывания.
Автор книги придерживался мнения, что если брать небольшие статьи, художественные отрывки и предварительно прочитывать их в классе, останавливая внимание учеников, как на содержании, так и на правописании отдельных слов, то такое занятие и интересно и осмысленно, а в видах правописания – и плодотворно. Так как будет соответствовать требованиям экспериментальной дидактики.
Настоящая книжка, являющаяся опытом руководства к наглядному изучению русского правописания, пыталась ответить всем вышеуказанным требованиям. В ней собраны и размещены в последовательной трудности отрывки или небольшие цельные произведения лучших наших писателей; она интересна с точки зрения правописания.

Тумим, Г. Г. Пиши грамотно! Вопросы, ответы и упражнения по русскому правописанию : вып. 1 / Г. Г. Тумим. – СПб.: Типогр. Т-ва Н.П. Карбасникова, 1911. – 211 с.
Предлагаемое пособие по русскому правописанию, содержащее в себе материал для письменных упражнений, должно было приучить детей к сознательному списыванию.
Пользуясь настоящим пособием, преподаватель мог сделать списывание ежедневной домашней работой. Для придания списыванию характера сознательности ему предшествовала непродолжительная классная работа.
Упрощая работу руководителя, настоящее пособие сводило её, главным образом, к наблюдению за тем, чтобы нетрудная работа сознательного списывания текста производилась детьми с должным вниманием, без которого никакая работа благоприятных результатов дать не могла.
При составлении настоящего пособия имелось в виду сделать пользование им доступным и для тех детей, которые грамматике не обучались и терминов грамматических не знают. Большая часть статей, предназначенных для списывания, заимствована из следующих наиболее распространённых пособий и руководств: Вахтерова, Горбунова-Посадова, Зелинского, Мартыновского и др.

Михайлов, Д. Д. Курс устной народной словесности и хрестоматия / Д. Д. Михайлов. – СПб. : Типогр. Т-ва А.Ф. Маркса, 1910. — 166 с.
Изучение истории русской словесности в средней школе начиналось в V классе знакомством с памятниками народного творчества.
Автор книги старался дать учебник, который стоял бы на уровне понимания и интересов учеников, впервые преступающих к изучению истории русской словесности.
Соединение в одной книге Курса с Хрестоматией дало возможность, не лишая Курса достойной полноты, сократить его объем, заменив в нем в большинстве случаев пересказ хрестоматийного материала ссылками на соответствующие страницы здесь же приложенной Хрестоматии.

Глаголев, А. Н. Курс теоретической арифметики и сборник теоретических упражнений / А.Н. Глаголев. – М. : Типогр. Т-ва И.Д. Сытина, 1904. – 266 с.
Предлагаемый курс теоретической арифметики несколько разнился от существующих курсов по тому же предмету, как расположением учебного материала, так и содержанием отдельных его глав.
Книжка снабжена большим числом теоретических упражнений, способствующих усвоению характера доказательств и самого учебного материала арифметики, и всегда вызывающих большой интерес у учащихся.
В число упражнений введены темы, предлагаемые на экзамен при поступлении в высшие учебные заведения Франции.

Гейнрихс, Г. Задачник по исчислению бесконечно-малых : составлен по программе курса VII кл. Реальных училищ / Г. Гейнрихс. – СПб. : Типогр. Т-ва А.С. Суворина,1912. – 137 с.
Задачник содержал материал для упражнений в дифференцировании и интегрировании простейших функций, и задачи на приложении теории исчисления бесконечно-малых к геометрии. Задачи располагаются в систематическом порядке и решаются простейшими приемами дифференциального и интегрального исчислений.
На вычисление наибольших и наименьших значений даны задачи из различных областей: геометрии, физики, механики. Все задачи затрагивали вопросы только элементарного курса и были вполне доступны ученикам VII класса Реальных Училищ.
Во второй части подробнее разработаны статьи об интегрировании дробных и иррациональных функций, а также о приложении интегрального исчисления к геометрии и механике.
Ответы на наиболее сложные задачи содержали руководящие указания, а в некоторых случаях и решения.
Этим облегчался труд преподавателя, которому, при ограниченном числе уроков, редко предоставлялась возможность посвятить достаточно времени решению задач в классе.


Яшунский, В. Дидактика и методика физики в средней школе / В. Яшунский. – СПб. : Физика, 1913. – 166 с.
Дидактика физики на период 90-х годов окончательно еще не определилась; преподавание этого предмета находилось в стадии развития.
Предлагаемый курс представлял перевод сочинений, входящих в состав энциклопедий. В настоящей книге подведены итоги работ немецкой педагогической мысли в области преподавания физики в средней.
Русское издание отличалось от немецкого некоторыми дополнениями, главным образом, издержками из трудов, на которые у автора книги сделаны ссылки.

Житков, С. В. Сборник самостоятельных упражнений по арифметике с приложением краткого учебника начальной арифметики / С. В. Житков, С. И. Шорох-Троцкий. – СПб. : Типогр. В. Безобразова, 1886. –146 с.
Предлагаемый сборник включал только упражнения, которые выполнялись учениками самостоятельно.
Настоящее издание «Сборника самостоятельных упражнений» отличалось от предыдущего небольшими изменениями, дополнениями, исправлениями.


Подготовила С. Жакун

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий