Хочешь быть хорошим вожатым — будь им: виртуальная книжная выставка
Мы гордое имя ВОЖАТЫЙ
Должны пронести до конца.
Ведь нам должны верить ребята,
Свои отдавая сердца!
Кто такой вожатый? Обычный человек, студент, который устроился работать в детский лагерь на время прохождения практики. Одно из значений слова вожатый – проводник, указывающий дорогу. За летнюю смену вожатый становится для ребёнка настоящим другом, который проводит сквозь трудности, с которым делятся радостью, к нему идут со своими бедами.
Что нужно для того, чтобы быть вожатым? Одного желания мало, в первую очередь надо любить детей, иметь неограниченную фантазию, уметь рассказывать сказки, быть немного психологом, чтобы легко решать любые проблемы, а самое главное — быть другом каждому ребёнку в отряде, не выделяя никого.
Кто такой вожатый? Человек, который берет на себя ответственность быть вожатым в детском лагере, должен знать и уметь многое. И даже если он этого многого не умеет и не знает, он обязан этому учиться.
Подготовиться теоретически вам помогут книги с нашей выставки, в них вы найдете много полезных советов и рекомендаций по планированию и организации детского отдыха.
Байбородова, Л. В. Воспитательная работа в детском загородном лагере : учеб.-метод. пособие / Л. В. Байбородова, М. И. Рожков. — Ярославль, 2003. – 256 с.
Загородный лагерь – это место, куда стремятся дети, чтобы отдохнуть, найти друзей, весело и полезно провести время, проявить себя, заняться любимым делом. Именно на это важно сориентироваться педагогам, чтобы оправдать ожидания детей, не разочаровать их. Опыт убеждает в том, что необходимо коллективно создать концепцию и программу деятельности лагеря и целенаправленно работать всем педагогам по их реализации. Об этом и расскажет представленная книга.
На конкретном примере представлена концепция и программа деятельности образовательно-оздоровительного загородного лагеря санаторного типа «Сосновый бор», где дети не только отдыхают и лечатся, но и учатся. Есть в книге и описание специальных программ, которые нацелены на развитие тех качеств, которые слабо выражены у детей-сирот, в частности программа «Воспитание семьянина».
Ч421
Б18
Воспитательная деятельность студентов-вожатых в педагогической системе детских загородных оздоровительных лагерей : метод. материалы для вожатых. — Шадринск, 2006. – 273 с.
Данное методическое пособие создано в помощь вожатым, для которых работа с детьми не способ заработка денег, а возможность помочь стране в трудном деле воспитания нового поколения.
В сборнике обобщен опыт десятилетней работы студенческого педагогического отряда «Альтаир», представлены материалы из методических копилок отряда за период 1997-2006 гг. Это и танцевальная программа «Будем знакомы!», и общелагерное мероприятие «Кладоискатели», и развлекательно-познавательная игра «Россия из века в век», и многое многое другое.
Авторы пособия искренне надеются, что оно поможет преодолеть возникающие трудности вожатым-новичкам и обогатит знания «бойцов со стажем».
Ч421
В776
Горбунов, В. В. Викторина «Летние олимпийские игры» : история олимпийских видов спорта в вопросах и ответах / В. В. Горбунов. — М. : Чистые пруды, 2008. — 30 с. — (Библиотечка «Первого сентября». Спорт в школе ; вып.22).
Проверь себя! Где пройдут летние олимпийские игры 2012 года?
Правильно, тридцатые по счёту летние Олимпийские игры пройдут в Лондоне, столице Великобритании, с 27 июля по 12 августа. Лондон станет первым городом, который примет игры уже третий раз (до этого они проходили там в 1908 и 1948 годах).
А знаете ли вы, кто и когда первым произнес олимпийскую клятву? Сможете ли вы назвать олимпийские виды спорта, в которых участвуют только женщины? Узнать историю Олимпийских игр и ответить на эти и др. вопросы вам поможет данная брошюра. Материалы брошюры можно использовать для проведения спортивных викторин.
Ч51
Г676
Горбунова, Н. А. Школьный лагерь : разраб. занятий с детьми в шк. оздоров. лагере / Н. А. Горбунова. — Волгоград : Учитель-АСТ, 2003. — 131 с.
Что делать с детьми в школьном оздоровительном лагере? Конечно же, играть, сделать отдых детей в лагере полноценным, жизнь интересной, а воспоминания – радостными и приятными. В пособии представлены разработки занятий с детьми в школьном оздоровительном лагере: «День интересных затей», «День народных традиций», «День зеленого огонька» и много других интересных мероприятий.
Ч42
Г676
И снова — лето / ред., сост. Л. И. Жук. — Минск : Красико-Принт, 2010. — 127 с. : ил. — (Праздник в школе : осн. в 1998 г.).
Лето – время действий, пробы и проверки своих сил, время освоения и осмысления окружающего мира. Каждый день жизни в лагере удивителен и неповторим. Интересно организованный отдых, прогулки, походы, экскурсии – эффективное средство воспитания лишь в том случае, если будет сочетаться с играми, различными конкурсами и соревнованиями.
Такие сценарии, как «На необитаемом острове», «Лето на календаре», «Созерцание чуда» позволяют укрепить здоровье, физическую закалку, и по-настоящему отдохнуть. А игра «Я цветок! А я – травинка! Мы твои друзья!», летняя экскурсия «Созерцание чуда» знакомят детей с обитателями водоемов, учат правилам поведения на воде, безопасности в лесу.
Ч42
И118
Каникулы без скуки / ред.-сост. Л. И. Жук. — Минск : Красико-Принт, 2003. — 126 с. — (Праздник в школе).
Существуют сотни и тысячи моделей работы в летнем лагере. У каждой свой сценарий, своя композиция, свой монтаж, свой набор творческих ролей. Об этом представленная книга. Различные фестивали, игры-путешествия, инсценировки сказок, лесные путешествия – каждый из организаторов летнего отдыха детей найдет в данном издании свой материал.
Ч42
К194
Летние фантазии / ред., сост. Л. И. Жук. — Минск : Красико-принт, 2007. — 126 с. — (Праздник в школе).
Чего мы ждем от лета? Исполнения множества детских мечтаний: поездки по незнакомым местам, приключения на морских просторах, увлекательные шоу и игры, ночные костры. Об этом и расскажут творческие постановки, представленные в этом издании. В своей работе с детьми его могут использовать и родители, и педагоги. Театрализованные представления «Здравствуй, солнце золотое!», «Приключение муравьишки!», «Как ежик свои иголки считал» могут быть использованы в репертуаре детских театров.
Ч42
Л52
Лето звездное, будь со мной! / ред., сост. Л. И. Жук. — Минск : Красико- Принт, 2003. — 126 с. — (Праздник в школе).
Каникулы, каникулы… Чем занять ребят во время каникул? Каким образом организовать досуг детей?
Автор пособия предлагает модель лагеря для представителей различных детских организаций и объединений «Солнечная телепланета». Все мероприятия в лагере носят тематический характер, соответствуют выбранному тематическому дню, например, в течение Молодежного дня проводят конкурс «Спортивная толкучка», игру-шоу «Веселая телекомпания».
Летняя большая перемена дана школьникам для укрепления их здоровья, физической закалки. Методика прогулок, походов и экскурсий, предлагаемая авторами книги, содержит основные сведения для воспитателей и вожатых спортивно-оздоровительных лагерей. Во время мероприятий «Прошу прощения, природа», «Птицам – честь!» ребята знакомятся с окружающей природой и закономерностями ее развития, посещают ближайшие исторические места, узнают много нового о сегодняшнем дне страны.
Правильно организованные прогулки, походы, экскурсии сочетаются с играми, различными конкурсами и соревнованиями, описание которых вы найдете в данном пособии.
Ч42
Л524
Несколько советов вожатому на лето / Гор. дворец творчества детей и молодежи ; сост. Т. П. Прошина. – Оренбург, 2002. — 22 с. : ил. — Библиогр.: с. 22.
Перефразируем известную пословицу «готовь сани летом, а … к летней кампании готовься зимой». Чтобы достойно подготовиться к работе в лагере отдыха, мы предлагаем Вашему вниманию этот мини-учебник, который поможет целенаправленно и интересно организовать жизнь детей и подростков в условиях загородного лагеря.
Ч42
Н552
Ах, лето! : работа с детьми в летних загород. и пришк. лагерях / авт., сост. С. В. Савинова. — Волгоград : Учитель, 2003. — 77 с. : рис.
«Как сделать так, чтобы дети в лагере чувствовали себя уютно, не скучали, чтобы им было интересно и, конечно, чтобы они окрепли, стали здоровыми, а также нашли новых друзей?».
Ответ на этот вопрос вы сможете найти в данном пособии. Вы познакомитесь с разработками и сценариями интересных мероприятий, таких как День рыцарской тревоги, День творчества, День девочек, День памяти, День экологии. Для развития внимания, быстроты реакции и ловкости вы можете использовать игры «Снежный ком», «Карлики-великаны», «Мы охотимся за львом», «Лавота», описание которых даны в пособии.
Ч42
А950
Студенческий педагогический отряд «Альтаир», 1999-2004 : метод. сб. / Студен. профсоюз. организация ШГПИ ; сост. Т. В. Гурская. — Шадринск : ШГПИ, 2004. — 107 с.
Педагогический отряд «Альтаир» один из самых больших отрядов в стране. Его бойцы трудятся во многих летних лагерях России и всегда привозят положительные характеристики о своей работе. Как же все начиналось?
«А начиналось все в 1999 году. Идея создания педотряда просто…». Продолжение читайте в представленном сборнике и вы узнаете не только историю создания педотряда, но и познакомитесь с системой подготовки вожатых на базе ШГПИ. В методической копилке представлены сценарии общелагерных мероприятий, игр на знакомство, сплочение, командные, игры-шутки и т.д. Издание призвано помочь в работе вожатым, воспитателям, педагогам-организаторам летнего отдыха детей.
Ч48
С88
Тебе, вожатый! Вып. 1 / сост. Л. Г. Нещерет. – Н. Новгород : Пед. технологии, 2003. — 88 с. : рис.
Это первая книга из серии «Тебе, вожатый!». Книга адресована организаторам детского движения, вожатым. В ней представлены материалы по правовым основам деятельности общественных объединений: дается краткое изложение основных нормативных документов. В брошюре описаны программы деятельности детских и подростковых организаций, например, «От культуры и спорта – к здоровому образу жизни», «Мир красотой спасется», «Четыре плюс три», «Игра – дело серьезное» и др. Каждая из программ раскрывает свои цели, задачи, приоритеты.
Тебе, вожатый! Вып. 2 / авт., сост. И. И. Фришман. – Н. Новгород : Пед. технологии, 2004. — 96 с. : рис.
Первая часть брошюры посвящена проблемам и подходам к организации игровых программ деятельности детских объединений, дается описание учебно-образовательной программы «Достижении-Я». Особенность программы – она выстроена как индивидуальный маршрут каждого участника, состоящий из ряда этапов, связанных с приобретением способностей. Занятия помогают детям не столько работать над ошибками, а прежде всего работать над собой!
Во второй части публикуется программа «Компас» — программа роста пионерского отряда, которая поможет действовать инициативно, самостоятельно, творчески всем детским объединениям.
Ч42
Т291
Титов, С. В. Здравствуй, лето! : мероприятия в детском загородном лагере / С. В. Титов. — Волгоград : Учитель, 2003. — 136 с. — Библиогр.: с. 131.
У вас в руках сборник с разнообразными сценариями линеек открытиия и закрытия смены, празднования родительского дня, проведение дня здоровья, спортивных соревнований и др. Вожатый, работая с отрядом «с утра до вечера», ощущает дефицит времени на разработку и поиск нужного материала.
Имея данное пособие, можно освободиться от лишней кипы книг, заметок и т.п. Польза от сборника практическая: предлагаются апробированные на практике и показавшие свою эффективность сценарии лагерных торжеств.
Автор надеется, что материал пособия поможет организаторам летнего отдыха детей провести весело и с пользой мероприятия в загородных лагерях.
Ч42
Т454
Шаламова, Л. Ф. Вожатый -старт в профессию : учеб.-метод. пособие / Л. Ф. Шаламова. — М., 2002. — 265 с.
Эта книга предназначена для тех, кто решил освоить увлекательную, очень нужную, интересную профессию вожатого детского оздоровительного лагеря. Авторы предлагают алгоритмы разработки программ деятельности детских отрядов, планов смен, рабочих планов вожатого, подготовки и проведения массовых праздников. Какими же качествами должен обладать руководитель временного детского коллектива? Какие секреты ждут вожатых в детском коллективе? Как организовать режимные моменты? Эта книга содержит не только теоретический материал, но и практический: в приложениях вы найдете методику знакомства «Личный герб»,социометрическую методику, словарь вожатого.
Ч42
Ш18
Шашина, В. П. Методика игрового общения : учеб. пособие / В. П. Шашина. — Ростов н/Д : Феникс, 2005. — 288 с. — (Среднее профессиональное образование). — Библиогр.: с. 274-276.
На вопрос «Что же такое игра?» ответить не так просто… Хотя каждый из нас играет всю жизнь. Почему же такой высокий интерес к игре? Что она нам дает? Ответ прост: врожденный интерес, поиск, эмоции!
Учебное пособие раскрывает сущность и значение игровой деятельности, Дана классификация игр и с примерами на каждый вид игры: устные, интеллектуальные, настольные, подвижные, игры-танцы и многие др. Раскрыта роль ведущего в организации игрового действа, объясняется технология и методика подготовки игровых программ. «Игра возникла для удовольствия», — писал Шиллер. Поэтому играйте с детьми всегда и везде!
Ч42
Ш32
Полезные ссылки:
Вожатый.ру
МетодВики для Вожатых «Летний лагерь»
Вожатский виртуальный клуб «ВОЖАТИКИ»
Дерзайте!
Зажигайте детские сердца огнем любви и жаждой знания, желанием сделать мир лучше!
Веселого солнечного лета, ВОЖАТЫЕ!!!
© Злобина С. В.., Филиппова М. М.2012
© Вахрамеева М. В., оформление, 2012