Literature review “Neuropsychology”

нет комментариев

22 и 24 сентября 2025 года в читальном зале библиотеки ШГПУ студенты Института психологии и педагогики знакомились с тематической литературой по предмету «Нейропсихология».

Изучение материала по нейропсихологии — это важный аспект образовательного процесса, который позволяет овладеть ключевыми концепциями, теориями и практическими навыками в этой области.

 

“Нейропсихология открывает двери к пониманию невидимых механизмов, которые управляют нашими действиями и чувствами”.

Анатолий Демьянов

Сотрудники библиотеки всегда рады помочь в решении любых вопросов, связанных с учебой и исследовательской работой студентов, предоставляя доступ к различным образовательным ресурсам.

Работа с различными словарями, справочниками и энциклопедиями в читальном зале — это отличный способ для студентов изучить терминологию и освоить основы нейропсихологии и других смежных областей. Наиболее близкие к теме:

• Бурлачук, Л. Ф. Словарь-справочник по психодиагностике / Л. Ф. Бурлачук, С. М. Морозов. – 2-е изд., перераб. и доп. – 2001. – 519 с. : ил. – Текст : непосредственный.

• Краткий дефектологический словарь / Акад. пед. наук РСФСР ; ред. А. И. Дьячков. – Москва : Просвещение, 1964. – 397 с. : ил. – Текст : непосредственный.

• Медицинская психология : новейший справ. практ. психолога / сост. С. Л. Соловьева. – Москва : АСТ, 2007. – 575 с. – Текст : непосредственный.

• Понятийно-терминологический словарь логопеда / ред. В. И. Селиверстов. – Москва : ВЛАДОС, 1997. – 399 с. – Текст : непосредственный.

• Чупров, Л. Ф. Патология речи: терминологический словарь по логопедии и нейропсихологии : (учеб.-метод. пособие) / Л. Ф. Чупров. – Текст : непосредственный // Психология в вузе. – 2011. – № 3. – С. 4-129.

В России существует ряд учёных, которые внесли значительный вклад в развитие нейропсихологии. Их исследования и разработки, теории, методики и практические подходы – остаются актуальными и по сей день. Информация о биографии и деятельности некоторых из них:

Александр Романович Лурия (1902–1977). – Текст : непосредственный // Сто великих психологов / авт.-сост. В. Яровицкий. – Москва, 2004. – С. 87-90.

Евгения Давыдовна Хомская (1929–2004). – Текст : непосредственный // Вестник Московского университета. Сер. 14, Психология. – 2014. – № 3. – С. 3.

Любовь Семеновна Цветкова (1929-2016). – Текст : непосредственный // Выдающиеся ученые в отечественной дефектологии : хрест. для студентов оч. и заоч. форм обучения / сост.: И. А. Алексеев [и др.]. – Шадринск : ШГПИ, 2013. – С. 184-187.

Основные учебники по нейропсихологии из фонда библиотеки ШГПУ:

• Бизюк, А. П. Основы нейропсихологии : учеб. пособие для вузов / А. П. Бизюк ; Ин-т спец. педагогики и психологии Междунар. ун-та семьи и ребенка им. Р. Валленберга. – Санкт-Петербург : Речь, 2010. – 292 с. : ил. – Текст : непосредственный.

• Визель, Т. Г. Основы нейропсихологии : учеб. для студентов вузов / Т. Г. Визель. – Москва : АСТ, 2009. – 383 с. : ил., 8 вкл. л. цв. ил. – Текст : непосредственный.

• Калинина, О. В. Нейропсихология : крат. курс лекций : учеб. пособие для студентов днев. и заоч. отд-ния психол. фак. / О. В. Калинина ; Шадр. гос. пед. ин-т. – Шадринск : [б. и.], 2011. – 124 с. : ил. – Текст : непосредственный.

• Лурия, А. Р. Основы нейропсихологии : учеб. пособие / А. Р. Лурия. – Москва : Академия, 2003. – 384 с. – Текст : непосредственный.

• Хомская, Е. Д. Нейропсихология : допущено М-вом образования Рос. Федерации в качестве учеб. для студентов / Е. Д. Хомская. – 4-е изд. – Санкт-Петербург : Питер, 2013. – 496 с. : 5 вкл. л. цв. ил., ил., табл. – Текст : непосредственный.

Литература по нейропсихологии на образовательной платформе Юрайт:

• Астапов, В. М. Коррекционная педагогика с основами нейро- и патопсихологии : учебное пособие для среднего профессионального образования / В. М. Астапов. – 3-е изд., испр. и доп. – Москва : Юрайт, 2025. – 161 с. – URL: https://urait.ru/bcode/559182 (дата обращения: 25.09.2025). – Режим доступа: по подписке ЭБС «Юрайт». – Текст : электронный.

• Глозман, Ж. М. Нейропсихология детского возраста : учебник для вузов / Ж. М. Глозман. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Юрайт, 2025. – 249 с. – URL: https://urait.ru/bcode/562965 (дата обращения: 25.09.2025). – Режим доступа: по подписке ЭБС «Юрайт». – Текст : электронный.

• Корсакова, Н. К. Неуспевающие дети: нейропсихологическая диагностика младших школьников : учебник для вузов / Н. К. Корсакова, Ю. В. Микадзе, Е. Ю. Балашова. – 3-е изд., испр. и доп. – Москва : Юрайт, 2025. – 136 с. – URL: https://urait.ru/bcode/562311 (дата обращения: 25.09.2025). – Режим доступа: по подписке ЭБС «Юрайт». – Текст : электронный.

• Курдюкова, Н. А. Нейропсихология : учебник для вузов / Н. А. Курдюкова, Т. В. Коростелева. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Юрайт, 2025. – 154 с. – URL: https://urait.ru/bcode/566136 (дата обращения: 25.09.2025). – Режим доступа: по подписке ЭБС «Юрайт». – Текст : электронный.

Детская нейропсихология имеет особое значение в современном обществе, где растет потребность в знаниях о психическом здоровье и развитии детей. Понимание нейропсихологических аспектов позволяет более эффективно работать с детьми, у которых есть различного рода нарушения, и создавать условия для их полноценного развития.

• Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста : учеб. пособие / под ред. Л. С. Цветковой. – Воронеж : МОДЭК, 2001. – 266 с. – Текст : непосредственный.

• Глозман, Ж. М. Нейропсихология детского возраста : рек. УМО в качестве учеб. пособия для студентов вузов / Ж. М. Глозман. – Москва : Академия, 2009. – 269 с. – Текст : непосредственный.

• Микадзе, Ю. В. Нейропсихология детского возраста : учеб. пособие / Ю. В. Микадзе. – Санкт-Петербург : Питер, 2008. – 284 с. : ил. – Текст : непосредственный.

Диагностика в нейропсихологии включает в себя разнообразные методики и инструменты: проективные тесты, клинические интервью, исследования, наблюдение, опросники, шкалы и другие.

• Вассерман, Л. И. Методы нейропсихологической диагностики : практ. рук. / Л. И. Вассерман. – Санкт-Петербург : Стройлеспечать, 1997. – 304 с. : ил., табл. – Текст : непосредственный.

• Костина, Л. М. Методы диагностики тревожности / Л. М. Костина. – Санкт-Петербург : Речь, 2002. – 198 с. : рис., табл. – Текст : непосредственный.

• Лебединская, К. С. Диагностика раннего детского аутизма : нач. проявления / К. С. Лебединская, О. С. Никольская. – Москва : Просвещение, 1991. – 96 с. – Текст : непосредственный.

• Левченко, И. Ю. Психологическое изучение детей с отклонениями развития : метод. пособие / И. Ю. Левченко, Н. А. Киселева. – Москва : Коррекционная педагогика, 2005. – 118 с. : рис., табл., 9 вкл. л. цв. ил. – Текст : непосредственный.

• Марцинковская, Т. Д. Диагностика психического развития детей : пособие по практ. психологии / Т. Д. Марцинковская. – Москва : Linka-Press, 1998. – 176 с. – Текст : непосредственный.

• Полонская, Н. Н. Нейропсихологическая диагностика детей младшего школьного возраста : рек. УМО в качестве учеб. пособия для студентов вузов / Н. Н. Полонская. – Москва : Академия, 2007. – 186 с. : рис., табл. – Текст : непосредственный.

• Семаго, Н. Я. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст / Н. Я. Семаго, М. М. Семаго. – Санкт-Петербург : Речь, 2010. – 373 с. – Текст : непосредственный.

• Семенович, А. В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте : учеб. пособие / А. В. Семенович. – Москва : Академия, 2002. – 232 с. – Текст : непосредственный.

• Фотекова, Т. А. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов : пособие для логопедов и психологов / Т. А. Фотекова, Т. В. Ахутина. – Москва : Аркти, 2002. – 136 с. : ил. – Текст : непосредственный.

• Хомская, Е. Д. Мозг и эмоции : нейропсихол. исслед. / Е. Д. Хомская, Н. Я. Батова. – 2-е изд. – Москва : Российское педагогическое агентство, 1998. – 268 с. – Текст : непосредственный.

Нейропсихология и обучение – взаимосвязанные области, поскольку нейропсихология может помочь устранить первопричины возникающих трудностей обучения и разработать индивидуальные подходы к обучению, что повысит уровень успеваемости школьников.

• Дробинская, А. О. Школьные трудности “нестандартных” детей / А. О. Дробинская. – 2-е изд. – Москва : Школа-Пресс, 2001. – 143 с. – Текст : непосредственный.

• Корнев, А. Н. Нарушения чтения и письма у детей (диагностика, коррекция, предупреждение) : учеб.-метод. пособие / А. Н. Корнев. – 2-е изд., перераб. и доп. – Санкт-Петербург : Дом “М и М”, 1997. – 286 с. – Текст : непосредственный.

• Монина, Г. Б. Тренинг взаимодействия с неуспевающим учеником / Г. Б. Монина, Е. В. Панасюк. – Санкт-Петербург : Речь, 2003. – 199 с. : ил. – Текст : непосредственный.

• Практическая нейропсихология. Помощь неуспевающим школьникам / ред. Ж. М. Глозман. – Москва : Эксмо, 2010. – 288 с. : рис. – Текст : непосредственный.

• Ротенберг, В. С. Мозг. Обучение. Здоровье : кн. для учителя / В. С. Ротенберг, С. М. Бондаренко. – Москва : Просвещение, 1989. – 234 с. – Текст : непосредственный.

• Сиротюк, А. Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения / А. Л. Сиротюк. – Москва : Сфера, 2003. – 285 с. : рис. – Текст : непосредственный.

• Цветкова, Л. С. Введение в нейропсихологию и восстановительное обучение : учеб. пособие / Л. С. Цветкова. – Москва : Московский психолого-социальный институт, 2000. – 158 с. – Текст : непосредственный.

Логокоррекционная работа, основанная на нейропсихологическом подходе, находит отражение в многочисленных научных статьях, исследованиях и публикациях. Этот подход позволяет более глубоко понять связь между речевыми нарушениями и мозговыми структурами, что помогает разработать эффективные стратегии коррекции.

• Визель, Т. Г. Нужны ли нейронауки логопедии? / Т. Г. Визель. – Текст : непосредственный // Школьный логопед. – 2018. – № 2. – С. 9-15.

• Воробьева, Г. Нейропсихологический подход к коррекции нарушений речевого развития у детей / Г. Воробьева. – Текст : непосредственный // Открытый урок: методики, сценарии и примеры. – 2023. – № 7. – С. 21-24.

• Городилова, В. И. Чтение и письмо. Обучение, развитие и исправление недостатков / В. И. Городилова, М. З. Кудрявцева. – Санкт-Петербург : Дельта, 1995. – 383 с. : рис. – Текст : непосредственный.

• Дуда, Н. Г. Применение нейропсихологических приемов в коррекции тяжелых нарушений речи у детей старшего дошкольного возраста / Н. Г. Дуда. – Текст : непосредственный // Дошкольная педагогика. – 2024. – № 3. – С. 44-47.

• Садовникова, И. Н. Коррекционное обучение школьников с нарушениями чтения и письма : пособие для логопедов, учителей, психологов дошк. учреждений и шк. различ. типов / И. Н. Садовникова. – Москва : Аркти, 2005. – 263 с. : табл. – Текст : непосредственный.

• Фролова, А. Н. Нейропсихологические игры и упражнения в работе по развитию речи детей дошкольного возраста / А. Н. Фролова. – Текст : непосредственный // Дошкольная педагогика. – 2024. – № 4. – С. 12-13.

• Чибис, Е. И. Проблемы нарушения письменной речи у школьников / Е. И. Чибис. – Текст : непосредственный // Логопед. – 2020. – № 4. – С. 88-92.

• Шохор-Троцкая (Бурлакова), М. К. Стратегия и тактика восстановления речи : нейропсихол. введение в логопедию / М. К. Шохор-Троцкая (Бурлакова). – Москва : Эксмо-Пресс, 2001. – 426 с. – Текст : непосредственный.

Обзор включает литературу о разных нарушениях и расстройствах, с которыми часто работают нейропсихологи, например:

• Брязгунов, И. П. Непоседливый ребенок, или Все о гиперактивных детях / И. П. Брязгунов, Е. В. Касатикова. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Психотерапия, 2008. – 203 с. : ил., табл. – Текст : непосредственный.

• Быкова, Е. А. Коррекционно-развивающая работа с детьми “группы риска” : учеб.-метод. пособие / Е. А. Быкова, С. В. Истомина. – Шадринск : ШГПУ, 2016. – 258 с. – Текст : непосредственный.

• Гарбузов, В. Нервные и трудные дети / В. Гарбузов. – Москва : АСТ, 2005. – 351 с. – Текст : непосредственный.

• Исаев, Д. Н. Отстающий в развитии ребенок. Как узнать, что ребенок отстает в развитии? / Д. Н. Исаев. – Санкт-Петербург : Речь, 2012. – 186 с. – Текст : непосредственный.

• Костина, Л. М. Игровая терапия с тревожными детьми / Л. М. Костина. – Санкт-Петербург : Речь, 2003. – 160 с. – Текст : непосредственный.

• Кулганов, В. А. Психологические особенности развития детей и профилактика неврозов : учеб. пособие : рек. УМО в качестве учеб. пособия для вузов / В. А. Кулганов, Н. В. Сорокина. – Санкт-Петербург : Детство-Пресс, 2012. – 150 с. : ил., табл. – Текст : непосредственный.

• Лаут, Г. В. Нарушения внимания у детей: тренинг и развивающие игры : учеб. пособие : пер. с нем. / Г. В. Лаут, П. Ф. Шлоттке. – 5-е изд., перераб. – Москва : Академия, 2008. – 365 с. – Текст : непосредственный.

• Преодоление тревожности и страхов у первоклассников. Диагностика, коррекция / авт.-сост.: Г. Г. Моргулец, О. В. Расулова. – Волгоград : Учитель, 2011. – 143 с. : ил. – Текст : непосредственный.

• Романчук, О. И. Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей : практ. рук. / О. И. Романчук ; пер. с укр. А. Секунда. – Москва : Генезис, 2010. – 334 с. – Текст : непосредственный.

• Савостьянов, А. И. Психическое здоровье школьника : учеб.-практическое пособие / А. И. Савостьянов. – Москва : Педагогическое общество России, 2006. – 64 с. – Текст : непосредственный.

• Шанько, Г. Г. Неврозы у детей / Г. Г. Шанько. – Минск : Харвест, 2007. – 303 с. – Текст : непосредственный.

Разные журналы посвящают статьи теме нейропсихология, а это всегда актуальные исследования, новые открытия и профессиональный опыт.

• Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы
• Вопросы психологии
• Воспитание и обучение детей с нарушениями развития
• Дефектология
• Коррекционная педагогика
• Логопед
• Логопед в детском саду
• Логопедия
• Практический психолог и логопед
• Психологический журнал
• Психология и школа
• Семейная психология и семейная терапия
• Школьный логопед
• Школьный психолог

Изучение литературы по нейропсихологии требует систематического подхода, критического мышления и активного взаимодействия с учебным материалом. С помощью этих рекомендаций студенты могут углубить свои знания в области нейропсихологии и подготовиться к будущей профессиональной деятельности.

Материал подготовила: С. В. Кулакова, ведущий библиотекарь читального зала библиотеки ШГПУ.

If you have found a spelling error, please, notify us by selecting that text and pressing Ctrl+Enter.