Первый инстинкт ребёнка — действовать самостоятельно, без помощи окружающих, поэтому его первый сознательный шаг к обретению независимости — защититься от тех, кто пытается ему помочь.
М. Монтессори
В 2025 году исполнилось 155 лет со дня рождения Марии Монтессори (1870-1952), итальянского врача и педагога, наиболее известного своей уникальной педагогической системой, основанной на идее свободного воспитания.
Педагогическая система М. Монтессори до настоящего времени используется во многих государственных и частных школах по всему миру.
Мария Монтессори — итальянский педагог и одна из первых женщин-врачей XIX века, которая создала свою педагогическую систему. Монтессори всегда боролась за справедливость: во время работы ассистентом врача психиатрической клиники она много общалась с детьми с особенностями развития и переживала, что ими никто не занимается — а ведь образование нужно всем.
Поклонников ее методики восхищает преданность Марии детям и любимому делу, которому она посвятила всю жизнь. Методика Монтессори – это теория, основанная на детской психологии и длительном и внимательном изучении поведения детей в разных условиях, а еще это комплексные практические рекомендации, которые позволили даже умственно отсталым детям добиваться успехов в учебе.
В начале своей карьеры Мария много наблюдала за детьми с задержками развития, и, работая с ними, она параллельно углубилась в изучение педагогики, чтобы на основании трудов предшественников постепенно разработать свою уникальную систему. Методику ассоциируют в первую очередь с развитием мелкой моторики и играми с крупами, поскольку основательница любила применять в работе подручные материалы и была убеждена, что дошкольникам заниматься с ними и обычными бытовыми предметами куда интереснее, чем с игрушками. Мария Монтессори считала, что каждый ребенок уникален, у него свой путь развития и только он сам лучше всего знает, как реализовать свои способности. Эту уверенность разделили с ней сотни тысяч воспитателей и учителей, на протяжении десятков лет работающие по ее методике: они не диктуют детям свои условия, а помогают овладеть навыками, рассказывают о пользе правил, дают уроки вежливости, учат детей уважать личные границы других людей.
Принципы Монтессори:
• Создание среды, в которой ребёнок сможет и захочет проявить свои индивидуальные способности.
• Подбор развивающих материалов таким образом, чтобы ребёнок мог сам обнаруживать свои ошибки и находить пути их решения. Ошибки важны для получения опыта.
• Детская свобода выбора занятия, учебного материала, темпа получения опыта и знаний, длительности занятия.
• Сочетание свободы с порядком и дисциплиной.
• Особая роль педагога — он наблюдает, как можно меньше говорит и медленно и последовательно выполняет действия, чтобы ребёнок мог их повторить.
• Запрет на сравнение детей между собой.
• Разновозрастные группы — вместе могут заниматься дети и трёх, и шести лет. Младшие берут пример, старшие проявляют заботу, все вместе учатся взаимодействовать.
Монтессори продолжала развивать свою систему на протяжении всей жизни. Разработала материалы и методы для обучения младших школьников грамматике, арифметике и геометрии. Ввела метод «космического образования» детей от 6 до 12 лет, который позволял детям не просто зубрить естественные науки, а понять взаимозависимость всех элементов природы, непосредственно работая с растениями и животными.
Мария внимательно наблюдала за процессом как исследователь и экспериментировала — что-то меняла, что-то совершенствовала.
Основная идея системы Монтессори выражается в принципе «Помоги мне это сделать самому». Проще говоря, в детях и так заложен огромный потенциал для саморазвития, нужно только помочь ему включиться, создать для этого условия.
К юбилею великого ученого в библиотеке Шадринского педагогического университета подготовлена книжная выставка «Педагогика М. Монтессори — педагогика свободного полета».
На ней представлены книги, методические материалы, статьи из журналов о Марии Монтессори и ее методике. Также есть учебные пособия для студентов высших и средних специальных учреждений, издания для родителей, который можно использовать в повседневной жизни для занятий с детьми дома.
• Баженова, Е. А. Использование элементов методики М. Монтессори в коррекционной работе логопеда / Е. А. Баженова. – Текст : непосредственный // Практический психолог и логопед. – 2013. – № 4. – С. 61-63.
• Ильясова, Я. А. Развивающая среда по методике М. Монтессори в социальной адаптации с детьми раннего возраста с ОВЗ / Я. А. Ильясова. – Текст : непосредственный // Логопед. – 2022. – № 2. – С. 42-44.
• Кузнецова, И. В. Педагогическая система Марии Монтессори в современный период / И. В. Кузнецова, Н. С. Белобородова. – Текст : непосредственный // Педагогическое образование: традиции, инновации, поиски, перспективы / ред. Н. А. Каратаева. – Шадринск : ШГПИ, 2014. – Вып. 4. – С. 160-164.
• Монтессори, М. Дети – другие : ст., советы и рекомендации / М. Монтессори ; пер. с нем. Н. Нефёдовой, авт. вступ. ст., авт. закл. ст., авт. коммент. К. Е. Сумнительный. – Москва : Карапуз, 2012. – 335 с. – Текст : непосредственный.
• Монтессори, М. Дом ребенка : метод научной педагогики / М. Монтессори. – Москва : Астрель, 2005. – 269 с. – Текст : непосредственный.
• Монтессори, М. Мой метод. Начальное обучение : пер. с фр. / М. Монтессори. – Москва : Астрель: АСТ, 2006. – 351 с. – Текст : непосредственный.
• Педагогика Марии Монтессори. – Текст : непосредственный // Парамонова, Л. А. Дошкольное и начальное образование за рубежом. История и современность : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Л. А. Парамонова, Е. Ю. Протасова. – Москва : Академия, 2001. – С. 35-43.
• Сорокова, М. Г. Система М. Монтессори: теория и практика : рек. УМО по образованию в качестве учеб. пособия для студентов пед. вузов / М. Г. Сорокова. – Москва : Академия, 2003. – 384 с. – Текст : непосредственный.
• Шумилова, К. Личность ребенка – главная ценность педагогики Марии Монтессори / К. Шумилова. – Текст : непосредственный // Ценности современного образования : материалы X Молодежного педагогического форума, 24 апр. 2013 г. – Шадринск : Шадринский Дом Печати, 2013. – С. 216-219.
Вклад Марии Монтессори в педагогику заключался в разработке собственной методики развития детей, изначально только для ребят с задержкой развития. Но, убедившись в успехе своей образовательно-развивающей системы, Мария адаптировала её для всех детей. Именно так она поняла, что классические методы не всегда эффективны.
Истинное обучение – помочь, а не осуждать. Истинное обучение дает ребенку энергию, а не обесточивает его.
М. Монтессори
В наши дни система Монтессори не устарела, а даже наоборот, стала актуальнее, получила заслуженную всемирную известность и популярна во многих странах мира. В 1988 году ЮНЕСКО признала Марию Монтессори одним из четырёх преподавателей, определивших способ педагогического мышления в XX веке. Даже спустя столетия дело Марии Монтессори продолжает жить и вдохновлять тысячи людей.
Приглашаем читателей ознакомиться с материалами книжной выставки «Педагогика М. Монтессори — педагогика свободного полета».
Выставка действует с 27 августа по 20 сентября (учебный корпус № 3, ул. Кондюрина, 28, ауд. 121). С 8.00 до 16.00.
Материал подготовили: сотрудники библиотеки ШГПУ.