Posters’ exhibition “Windows of TASS: pen was equated to the bayonet”

нет комментариев

Легендарную серию плакатов «Окна ТАСС» (1941-1945) представляет иллюстративная выставка в читальном зале библиотеки ШГПУ.

Проект «Окна ТАСС» появился в июне 1941 и в течение 4 лет помогал солдатам и мирным жителям поддерживать веру в победу. Почитатели плакатного жанра и историки называют их поэтической и художественной летописью Великой Отечественной войны. А бойцы считали агитационные плакаты таким же грозным оружием, как и винтовки и автоматы. Сатира, юмор и смех являлись главным ключом к образным решениям плакатов «Окон ТАСС».

Когда люди будут изучать эпоху Отечественной войны, они не пройдут мимо «Окон ТАСС». И серьезный историк, и будущий художник, касаясь эпохи Отечественной войны, обратятся к этому материалу.

Михаил Калинин, член Политбюро ЦК (1926-1946)

Ежедневно в создании агитационных советских плакатов и листовок принимало участие почти 208 человек. Художники и литераторы работали круглые сутки, в ночные смены. Идейными художниками проекта стали знаменитые Кукрыниксы (Михаил Куприянов, Порфирий Крылов и Николай Соколов); Михаил Михайлович Черемных, Пётр Митрофанович Шухмин, Николай Эрнестович Радлов, Пётр Иванович Котов. Тексты и стихотворения к плакатам создавали Демьян Бедный, Александр Алексеевич Жаров, Василий Иванович Лебедев-Кумач, Самуил Яковлевич Маршак, также использовались стихи В. Маяковского.

В «Окнах ТАСС» плакаты создавались не печатью, а вручную, нанесением клеевых красок на бумагу через трафарет, поэтому они обладали большей красочной свободой. Другое важное свойство — мобильность, возможность мгновенной реакции на события. На первый взгляд, задача была простая — выпустить плакат на актуальную новость или тему. Но сделать это нужно было срочно, чтобы уже через сутки, максимум через трое, на улицах городов и деревень висели яркие информационные листы. Так, например, создавались плакаты, посвященные битве на Курской дуге, взятию Сталинграда, Харькова.

Обычно срок готовности плаката составлял 24 часа, а в отдельных, экстренных случаях – не более 4 часов!

Не раз темой для изображения становились легендарные исторические личности, великие русские полководцы: Александр Невский, Дмитрий Донской, Михаил Кутузов, Александр Суворов. Тассовцы стремились воскресить героическое прошлое русского народа, напомнить о тех тяжелых испытаниях, которые пережил русский народ в борьбе с иноземными захватчиками. Так же в плакатах часто использовались крылатые строки из произведений Пушкина, Лермонтова, Грибоедова, Маяковского и других классиков. Написанные о событиях давно минувших дней, они в тревожное время приобретали современное звучание.

Большим успехом сатирические «Окна ТАСС» пользовались благодаря талантливости авторов плакатов. Художникам удавалось передать в карикатурах портретное сходство с оригиналом и вместе с тем выделить самое характерное в облике или поступках фашистского главаря. Тассовцы рассказывали, что они подолгу внимательно смотрели немецкую кинохронику, фотографии, изучали характерные жесты, походку, внешность своих будущих «героев»: Гитлера, Геббельса, Геринга, Гиммлера и других фашистских главарей.

«Окна ТАСС» выпускали также информационные листовки, демонстрируя, например, принципы правильного гашения фугасов или грамотной эксплуатации противогазов. Плакаты рассылались в действующие армии, а в городах, как правило, размещались на досках объявлений, в витринах, на заборах и столбах.

«Окна ТАСС» приобрели широкую популярность не только в нашей стране, но и за рубежом. Например, в Хельсинки, где выставка проводилась сразу после того, как Финляндия перестала быть сателлитом Германии, многие посетители оставляли в книге отзывов восторженные записи: «Советский Союз умеет сражаться, но он такой же мастер и рисовать. Гениально! Снимаем шляпы!».

Также «Окна ТАСС» переводились на пленку, из них делали диафильмы, показывали солдатам в тылу и на фронте.

Редакция-мастерская прекратила свое существование 29 декабря 1946 года.

За 1 418 военных дней работы в ней отпечатали 1 289 плакатов тиражом 842 550 экземпляров.

 

Бессменным заведующим редакцией и организатором «Окон ТАСС» был Н. Ф. Денисовский, сплотивший в коллективе более 125 художников и 83 поэтов.

Николай Федорович Денисовский (1901-1981) – известный советский художник-живописец, график, сценограф, карикатурист, плакатист, член Союза художников СССР, Заслуженный художник РСФСР.

Преподавал в художественных учебных заведениях Москвы и Ленинграда, был доцентом живописи, заведующим кафедрой в Московском государственном институте прикладного и и декоративного искусства, деканом живописного факультета художественно-технического института в Ленинграде.

Одним из последних «Окон ТАСС» стал плакат № 1252 «Весенняя уборка» художника П. Саркисяна и поэта В. Лебедева-Кумача.

 

Экспозиция «Окна ТАСС: к штыку приравняли перо» дополнена знаменитой политической сатирой Кукрыниксов:

Каменский А. А. Кукрыниксы. Политическая сатира 1929-1946. – Москва: Советский художник, 1973. – Текст : непосредственный.
В альбом включены 94 цветные и тоновые репродукции работ художников, а также фотографии мастерской Кукрыниксов.

Кукрыниксы: годы войны : альбом. – 2-е изд. – Москва : Изобразительное искусство, 1985. – 319 с. – Текст : непосредственный.
Альбом издан к 40-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне и включает произведения, созданные Кукрыниксами в 1941-1945 гг. – карикатуры, плакаты, «Окна ТАСС», зарисовки, этюды. Репродуцируются также живописные полотна, посвященные военной теме: «Таня», «Бегство фашистов из Новгорода», «Конец», «Обвинение» и др.
Содержание альбома позволяет проследить этапы военных лет и заново оценить беспримерную в искусстве художественную боевую вахту Кукрыниксов.

Кукрыниксы. Сатира : альбом / Кукрыниксы. – Москва : Правда, 1966. – 42 с. : ил. – Текст : непосредственный.
В альбоме представлены работы, посвященные международной тематике. Творчество Кукрыниксов – лаконизм, сатирическая заостренность, гиперболизация.
Кукрыниксы. Собрание декоративного искусства, деканом живописного факультета художественно-технического института в Ленинграде.

Кукрыниксы. Собрание произведений. В 4 т. Т. 2. / авт.-сост. Н. И. Горянина. – Москва, 1984. – Текст : непосредственный.
В альбоме представлена графика военных лет (плакат, «Окна ТАСС», карикатура, листовки), серия рисунков «На Нюрбергском процессе, а также живопись (этюды, зарисовки военных лет).

Соколова, Н. И. Кукрыниксы / Н. И. Соколова. – Москва : Изд-во Академии художеств СССР, 1962. – 503 с. : ил. ; 26х21 см. – Текст : непосредственный.
Эта книга посвящена творчеству трех советских художников. «Не братья, не сватья, а просто товарищи», – они сдружились в студенческие годы, стали работать коллективно и теперь широко известны и у нас в стране и за ее пределами под «коллективной» фамилией Кукрыниксы.

«ОКНА ТАСС» / сост. Н. Ф. Денисовский. – Москва, 1970. – Текст : непосредственный.
Настоящий сборник рассказывает об участии художников и поэтов в общенародном деле защиты Родины в грозные годы Великой Отечественной войны, когда советский плакат достиг высокого уровня развития.

«ОКНА ТАСС». 1941-1945 / сост. Н. Ф. Денисовский. – Москва, 1977. – Текст : непосредственный.

Приглашаем на экспозицию «Окна ТАСС: к штыку приравняли перо» в читальный зал библиотеки ШГПУ с 05 по 30 мая 2025 года

(учебный корпус № 1, сектор А, ауд. 163) с 8.00 до 17.00.

 

Материал подготовила: С. В. Кулакова, ведущий библиотекарь читального зала библиотеки ШГПУ.

If you have found a spelling error, please, notify us by selecting that text and pressing Ctrl+Enter.