Выставка посвящена 245-летию художника Алексея Гавриловича Венецианова

Алексея Венецианова отдали учиться в Московский пансион. Мальчик очень рано заинтересовался живописью. Его первым учителем был художник-самоучка, имя которого неизвестно. А одной из самых ранних работ — портрет матери.
Когда Венецианов окончил пансион, его приняли на службу в Чертежное управление, и вскоре перевели в Санкт-Петербург — на должность помощника землемера. Параллельно он продолжал рисовать, особенно увлекался портретами, работал в основном пастелью.
В 1807 году Алексей Венецианов перевелся в Канцелярию директора почт Дмитрия Трошинского. У него наконец появилось свободное время: на новой должности не нужно было постоянно ездить в командировки. Венецианов начал ходить в Эрмитаж — делал наброски, копировал картины.
«Часто по целым часам стою в Эрмитаже перед картиною и дохожу, как-то, как это сделано и от чего оно так поразительно хорошо» – говорил художник.
В 1809 году Алексей Венецианов перевелся в Лесной департамент, потом — в Департамент государственных имуществ Министерства финансов. Но он мечтал о звании художника. Для этого представил на суд в Академию художеств одну из своих лучших на тот момент работ — «Автопортрет». Совет присвоил живописцу степень «назначенного в академики» и дал задание написать портрет. Художник написал профессора Головачевского с учениками, и ему присвоили звание академика.
В конце 1810-х Алексей Венецианов стал известен в столице и писал полотна на заказ.
Отставка и труды «в сельском домашнем роде»
15 марта 1819 года Венецианов подал прошение об отставке. Он мечтал окончательно переселиться в усадьбу, заниматься только живописью. Приезжая в Сафонково, художник писал картины новой тематики: он изображал повседневную жизнь крестьян и сельские пейзажи. Люди для его портретов не наряжались и не позировали — они занимались бытовыми делами, обыденным трудом. Венецианов писал крестьянок за работой, матерей с детьми, девушек за гаданием. Для некоторых картин — «Утро помещицы», «На пашне. Весна» — художнику позировала жена.
Венециановская школа
«Ничего не изображать иначе, как только в натуре, что является повиноваться ей одной», — писал Венецианов.
Почти все время он с учениками проводил на улице, а в плохую погоду они работали над натюрмортами.
В 1831 году во время эпидемии холеры умерла жена художника. Венецианов вместе с дочерьми надолго уехал в Петербург. Брал много заказов: писал портреты и иконы, участвовал в оформлении храмов. Художник хотел получить Демидовскую премию и создал конкурсную картину «Петр Великий. Основание Петербурга». Но конкурс не состоялся, а полотно художник подарил Санкт-Петербургской фондовой бирже.
В 1839 году Алексей Венецианов написал картину «Причащение больной женщины Святых Тайн». Этот сюжет — у постели больного или умирающего — позже стал классическим для бытовой живописи.
• Андрианова, И. А. Живописцы / И. А. Андрианова. – Москва : АСТ, 2004. – 350 с. – (Великие и знаменитые). – Текст : непосредственный.
• Аносова, Е. С. На пашне. Весна / Е. С. Аносова. – Текст : непосредственный // Начальная школа. – 2002. – № 5. – С. 124-126.
• Батажкова, В. Н. Алексей Гаврилович Венецианов / В. Н. Батажкова. – Ленинград : [б. и.], 1966. – 52 с. – Текст : непосредственный.
• Венецианов : образ и цвет : альбом репрод. / сост. Э. В. Кузнецова. – Москва : Изобразительное искусство, 1976. – 28 с. – Текст : непосредственный.
• Государственный Русский музей : живопись : альбом / сост.: О. Петрова, А. Дмитриенко. – Ленинград : Советский художник, 1969. – 4 с. : 60 вкл. л. репрод., цв. ил. – Текст : непосредственный.
• Кукина, Е. Русская живопись первой половины XIX века: романтизм, академизм и бидермайер / Е. Кукина. – Текст : непосредственный // История и обществознание для школьников. – 2013. – № 4. – С. 29-34.
• Павлова, Н. В. Впечатления от работ западных мастеров в творчестве А. Г. Венецианова / Н. В. Павлова. – Текст : непосредственный // Изобразительное искусство в школе. – 2011. – № 2. – С. 10-15.
Приглашаем на книжную выставку «Идеальная гармония и созерцательность повседневности» в читальный зал библиотеки ШГПУ (учебный корпус № 1, сектор А, ауд. 163)
с 18 по 25 февраля 2025 года с 8.00 до 17.00.