Книжная выставка «Научное пространство нейропсихологии»

8 февраляДень российской науки. Это праздник, посвящённый научному сообществу РФ и достижениям отечественных учёных.

Психология, в свою очередь, тоже считается наукой. В работе психологов всё чаще используются научные подходы, аналитические данные, эксперименты и выводы. Но не всякая психология – наука. В ряде направлений психологии нет не только эмпирической (опытной) части исследований, там нет даже условной объективности.

На данный момент в психологии есть три признанные научными в строгом смысле дисциплины, опирающиеся на экспериментально подтверждаемый опыт:
• нейропсихология,
• психофизиология,
• поведенческая психология.

Эти отрасли касаются процессов материальных, которые можно достоверно исследовать при помощи современного оборудования. В этих областях психологии есть даже возможность, в той или иной мере, четко прогнозировать реальность, что тоже является строгим критерием научности.

Книжная выставка «Научное пространство нейропсихологии» на абонементе библиотеки ШГПУ посвящена одному из направлении в области наук о внутреннем мире человека — нейропсихологии.

Нейропсихология считается научным направлением, так как она базируется на естественнонаучной парадигме и исследует соотношение мозга и психики.

Александр Романович Лурия назвал нейропсихологию романтической наукой. «Она действительно романтична, поскольку стремится к пониманию самого непостижимого в истории Вселенной — мозговой организации поведения человека».

Основные задачи нейропсихологии:
• выявление закономерностей работы мозга в ходе взаимодействия с внешними и внутренними факторами;
• оценка функционального состояния головного мозга и его структур;
• проведение нейропсихологического анализа в случае повреждений отдельных элементов мозга.

На выставке студентам предложена следующая учебная литература из фонда библиотеки (учебный корпус № 3, ул. Кондюрина, 28):

• Бизюк, А. П. Основы нейропсихологии : учеб. пособие для вузов / А. П. Бизюк ; Ин-т спец. педагогики и психологии Междунар. ун-та семьи и ребенка им. Р. Валленберга. — Санкт-Петербург : Речь, 2010. — 292 с. — Текст : непосредственный.
• Визель, Т. Г. Основы нейропсихологии : учеб. для студентов вузов / Т. Г. Визель. — Москва : АСТ, 2009. — 383 с. : ил., 8 вкл. л. цв. ил. — Текст : непосредственный.
• Калинина, О. В. Нейропсихология : крат. курс лекций : учеб. пособие для студентов днев. и заоч. отд-ний психол. фак. / О. В. Калинина. — Шадринск : [б. и.], 2008. — 124 с. : ил. — Библиогр.: с. 94-95. — Слов. терминов: с. 90-93. — Текст : непосредственный.
• Лурия, А. Р. Основы нейропсихологии : учеб. пособие / А. Р. Лурия. — Москва : Академия, 2003. — 384 с. — Текст : непосредственный.
• Нейропсихология и ее проблемы. — Текст : непосредственный // Кулганов, В. А. Основы клинической психологии : для бакалавров и специалистов : допущено УМО в качестве учеб. для студентов вузов / В. А. Кулганов, В. Г. Белов, Ю. А. Парфенов. — Санкт-Петербург : Питер, 2013. — 455 с. : рис., табл.
• Хомская, Е. Д. Нейропсихология : учеб. для вузов : допущено М-вом образования РФ в качестве учеб. для студентов / Е. Д. Хомская ; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. — 4-е изд. — Санкт-Петербург : Питер, 2005. — 496 с. — Текст : непосредственный.

ЭБС «Юрайт» и ЭБС «Университетская библиотека онлайн» предлагают:

Корсакова, Н. К. Клиническая нейропсихология : учеб. пособие для вузов / Н. К. Корсакова, Л. И. Московичюте. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Юрайт, 2024. — 165 с. — URL: https://urait.ru/bcode/539763 (дата обращения: 31.01.2025). — Режим доступа: по подписке ЭБС «Юрайт». — Текст : электронный.

В данном курсе рассмотрены основные разделы клинической нейропсихологии. Освещаются важные вопросы нейропсихологической диагностики. Подробно описываются особенности различных нейропсихологических синдромов при локальных и сосудистых поражениях головного мозга, а также при паркинсонизме и старении.

Теоретический материал авторы активно подкрепляют примерами из практики.

Баулина, М. Е. Нейропсихология : учебник  / М. Е. Баулина. – Москва : Владос, 2020. – 393 с. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=701326 (дата обращения: 31.16.2025). – Режим доступа: по подписке ЭБС «Университетская библиотека онлайн». – Текст : электронный.

В учебнике нового поколения рассматривается развитие науки о мозге и формирование нейропсихологии как самостоятельной отрасли психологического знания, анатомические и физиологические принципы работы головного мозга, синдромы поражения корковых отделов коры больших полушарий головного мозга, поражения глубинных структур, мозолистого тела, принципы синдромного анализа нарушений высших психических функций, подход к их реабилитации и восстановлению. В приложениях даны практические советы по проведению нейропсихологических обследований пациентов с различной патологией.

Курдюкова, Н. А. Нейропсихология : учеб. пособие для вузов / Н. А. Курдюкова, Т. В. Коростелева. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Юрайт, 2024. — 154 с. — URL: https://urait.ru/bcode/556286 (дата обращения: 31.01.2025). — Режим доступа: по подписке ЭБС «Юрайт». — Текст : электронный.

Учебный курс содержит материалы лекционного курса, практических занятий, глоссарий, персоналии, опорные схемы и таблицы по нейропсихологии.

Соответствует актуальным требованиям Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования.

Рекомендовано студентам, магистрантам, аспирантам, изучающим психологию и практическим психологам.

Детская нейропсихология как отрасль нейропсихологического знания занимается психическими патологическими нарушениями внимания, поведения, мышления, а также речи. Специалист, по результатам диагностики, подбирает комплекс специальных упражнений и заданий, которые помогут проработать недостаточно развитые мозговые механизмы.

Рекомендованная литература по детской нейропсихологии:

• Большакова, С. Е. Речевые нарушения и их преодоление : сб. упр. / С. Е. Большакова. — Москва : Сфера, 2005. — 128 с. — Текст : непосредственный.
• Гилберт, К. Аутизм : медицинское и педагогическое воздействие: кн. для педагогов-дефектологов / К. Гилберт, Т. Питерс. — Москва : Владос, 2002. — 144 с. : ил., табл. — Текст : непосредственный.
• Гиперактивный ребенок — это не проблема! : материалы для работы с детьми дошкольного возраста / авт., сост. Н. В. Микляева, под ред. И. Ю. Синельникова. — Москва : Аркти, 2011. — 102 с. — Текст : непосредственный.
• Глозман, Ж. М. Нейропсихология детского возраста : рек. УМО в качестве учеб. пособия для студентов вузов / Ж. М. Глозман. — Москва : Академия, 2009. — 269 с. : ил. — Текст : непосредственный.
• Заваденко, Н. Н. Гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте : учеб. пособие / Н. Н. Заваденко. — Москва : Академия, 2005. — 256 с. — Текст : непосредственный.
• Никольская, О. С. Аутичный ребенок. Пути помощи / О. С. Никольская, Е. Р. Баенская, М. М. Либлинг. — 3-е изд. — Москва : Теревинф, 2005. — 286 с. — Текст : непосредственный.
• Пятница, Т. В. Организация и содержание работы воспитателя в группе детей с нарушениями речи / Т. В. Пятница. — Минск : Аверсэв, 2005. — 75 с. — Текст : непосредственный.
• Семенович, А. В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте : учеб. пособие / А. В. Семенович. — Москва : Академия, 2002. — 232 с. — Текст : непосредственный.
• Стребелева, Е. А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии : кн. для педагога-дефектолога / Е. А. Стребелева. — Москва : ВЛАДОС, 2004. — 181 с. : рис., цв. ил. — Текст : непосредственный.
• Цветкова, Л. С. Введение в нейропсихологию и восстановительное обучение : учеб. пособие / Л. С. Цветкова. — Москва : Московский психолого-социальный институт, 2000. — 158 с. — Текст : непосредственный.
• Шохор-Троцкая (Бурлакова), М. К. Речь и афазия : методол. подход к преодолению речевых расстройств / М. К. Шохор-Троцкая (Бурлакова). — Москва : Эксмо-Пресс, 2001. — 412 с. — Текст : непосредственный.
• Шохор-Троцкая (Бурлакова), М. К. Стратегия и тактика восстановления речи : нейропсихол. введение в логопедию / М. К. Шохор-Троцкая (Бурлакова). — Москва : Эксмо-Пресс, 2001. — 426 с. — Текст : непосредственный.

Для начинающих психологов важно не только освоить методы нейропсихологического исследования, но и развить критическое мышление для их правильной интерпретации. Каждый метод имеет свои сильные стороны и ограничения, и только комплексный подход может дать полную картину функционирования мозга.

Подбор источников с сайта научной электронной библиотеки «КиберЛенинка»:

• Аширова, Е. В. Результативность диагностики речи первоклассников школы v вида с использованием нейропсихологических методов / Е. В. Аширова. – Текст : электронный // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. — 2014. — № 40. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rezul … ih-metodov (дата обращения: 29.01.2025).
• Бекоева, Д. Д. Особенности нейропсихологического исследования / Д. Д. Бекоева, В. А. Дегтярев. – Текст : электронный // Педагогика и психология образования. — 2009. — № 3. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobe … ledovaniya (дата обращения: 29.01.2025).
• Елина Д. Д. Системный анализ развития высших психических функций у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями с использованием методов нейропсихологической диагностики / Д. Д. Елина, Е. А. Задумкина, Т. М. Пахолкина. – Текст : электронный // Вестник магистратуры. — 2016. — № 12-2 (63). — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/siste … heniyami-s (дата обращения: 29.01.2025).
• Емельянцева, Т. А. Нейропсихологические методы диагностики синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей: в поиске альтернативных технологий лечения, основанных на доказательствах / Т. А. Емельянцева. – Текст : электронный // Медицинские новости. — 2013. — № 10 (229). — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/neyro … tehnologiy (дата обращения: 29.01.2025).
• Набродова, Л. С. Нейропсихологические методы исследования речи у детей / Л. С. Набродова// Вестник науки. — 2023. — № 6 (63). — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/neyro … hi-u-detey (дата обращения: 29.01.2025).
• Нейропсихологическое тестирование как скрининговый метод диагностики когнитивно-аффективного мозжечкового синдрома у пациентов с вертебробазилярной недостаточностью / Д. В. Турлюк, В. А. Янушко, В. Я. Хрыщанович [и др.]. – Текст : электронный // Вестник ВГМУ. — 2022. — № 4. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/neyro … patsientov (дата обращения: 29.01.2025).

Нейропсихология, находясь на стыке нейронауки и психологии, предоставляет уникальные возможности для понимания связи между мозгом и когнитивными функциями. Это динамично развивающаяся область, которая постоянно обогащается новыми методами исследования и теоретическими концепциями.

Для начинающих психологов изучение когнитивных функций и их нарушений открывает широкие перспективы как в научной, так и в клинической деятельности. Это захватывающее путешествие в глубины человеческого разума, которое никогда не перестает удивлять и вдохновлять.

Книжная выставка «Научное пространство нейропсихологии» действует на абонементе библиотеки ШГПУ (учебный корпус № 3, ул. Кондюрина, 28, ауд. 121) с 3 по 17 февраля 2025 года с 8.00 до 14.00.

Материал подготовила: С. В. Кулакова, сотрудник читального зала библиотеки ШГПУ.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.