12 сентября 2024 года в читальном зале библиотеки ШГПУ состоялся обзор литературы для студентов 411 и 414 групп Института психологии и педагогики по предмету «Патопсихология».
В последнее время психическое здоровье принадлежит к числу наиболее распространенных проблем.
Если психология – это наука о душе (от греческих слов ψυχή – душа, λογία — учение, знание, ведение), то в термине патопсихология появляется еще один элемент – πάθος, обозначающий болезнь, страдание.
Получается, что патопсихология – это направление психологической науки, которую интересует, как меняется психика, психические функции (внимание, память, мышление), психическое состояние человека по причине соматических или психических заболеваний.
Для того, чтобы разобраться в терминологии студентам были представлены различные энциклопедии, словари, справочники.
Значительный вклад в развитие патопсихологии внесли работы С. Я. Рубинштейна, Ю. Ф. Полякова, В. В. Лебединского и других. Основоположником российской патопсихологии была Б. В. Зейгарник, создавшая школу экспериментальной патопсихологии.
Биография этих ученых, их деятельность и заслуги в книгах:
• Выдающиеся ученые в отечественной дефектологии : хрестоматия для студентов оч. и заоч. форм обучения / сост.: И. А. Алексеев [и др.]. – Шадринск : ШГПИ, 2013. – 197 с. : портр. – Текст : непосредственный.
• Марцинковская, Т. Д. 50 выдающихся психологов мира : учеб. пособие для студентов / Т. Д. Марцинковская, М. Г. Ярошевский. – Москва : Международная педагогическая академия, 1995. – 192 с. – Текст : непосредственный.
• Сто великих психологов / авт.-сост. В. Яровицкий. – Москва : Вече, 2004. – 431 с. : портр. – Текст : непосредственный.
Основные учебные пособия по патопсихологии в фонде читального зала:
• Зейгарник, Б. В. Патопсихология : учеб. пособие для студентов вузов / Б. В. Зейгарник. – 2-е изд., стер. – Москва : Академия, 2002. – 206 с. – Текст : непосредственный.
• Зейгарник, Б. В. Психология личности: норма и патология : избр. психол. тр. / Б. В. Зейгарник ; под ред. М. Р. Гинзбурга ; Моск. психол.-соц. ин-т. – 2-е изд., испр. – Москва : МПСИ, 2003. – 415 с. – Текст : непосредственный.
• Зейгарник, Б. В. Основы патопсихологии : учеб. пособие / Б. В. Зейгарник. – Москва : МГУ, 1973. – 152 с. – Текст : непосредственный.
• Зейгарник, Б.В. Очерки по психологии аномального развития личности / Б. В. Зейгарник, Б. С. Братусь. – Москва : МГУ, 1981. – 160 с. – Текст : непосредственный.
• Клиническая психология. В 4 т. Т. 1. Общая патопсихология / А. Б. Холмогорова.. – Москва : Академия, 2010. – 458 с. – Текст : непосредственный.
• Левченко, И. Ю. Патопсихология: теория и практика : учеб. пособие для студентов вузов / И. Ю. Левченко. – Москва : Академия, 2004. – 232 с. – Текст : непосредственный.
• Орлова, Е. А. Патопсихология : учеб. для бакалавров : допущено М-вом образования в качестве учеб. для студентов вузов / Е. А. Орлова, Р. В. Козьяков, Н. С. Козьякова. – Москва : Юрайт, 2012. – 235 с. – Текст : непосредственный.
• Патопсихология. Психоаналитический подход: Теория и клиника : учеб. пособие для студентов; пер. с фр. – Москва : Аспект Пресс, 2008. – 397 с. – Текст : непосредственный.
Учебные пособия на электронной образовательной платформе «Юрайт»:
• Дереча, В. А. Психология, патопсихология и психопатология личности : учебник для вузов / В. А. Дереча. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Юрайт, 2024. — 251 с. – URL: https://urait.ru/bcode/543804 (дата обращения: 16.09.2024). – Режим доступа: по подписке ЭБС «Юрайт». – Текст : электронный.
• Зверева, Н. В. Патопсихология детского и юношеского возраста : учебное пособие для вузов / Н. В. Зверева, О. Ю. Казьмина, Е. Г. Каримулина. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Юрайт, 2024. – 222 с. – URL: https://urait.ru/bcode/541229 (дата обращения: 16.09.2024). – Режим доступа: по подписке ЭБС «Юрайт». – Текст : электронный.
• Колесник, Н. Т. Нейро- и патопсихология. Патопсихологическая диагностика : учебник для вузов / Н. Т. Колесник, Е. А. Орлова ; под ред. Г. И. Ефремовой. – Москва : Юрайт, 2024. – 240 с. – URL: https://urait.ru/bcode/536992 (дата обращения: 16.09.2024). – Режим доступа: по подписке ЭБС «Юрайт». – Текст : электронный.
• Орлова, Е. А. Патопсихология : учебник и практикум для вузов / Е. А. Орлова, Р. В. Козьяков, Н. В. Рышлякова. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва : Юрайт, 2024. – 334 с. – URL: https://urait.ru/bcode/535614 (дата обращения: 16.09.2024). – Режим доступа: по подписке ЭБС «Юрайт». – Текст : электронный.
Детская патопсихология отделилась от общей в самостоятельную дисциплину сравнительно недавно. Предметом детской патопсихологии также является изучение любых возможных нарушений психического развития детей. Диагностируется состояние психических процессов: мышления, памяти, восприятия, внимания, а также особенности личности и деятельности ребенка.
Основная задача детского патопсихолога – это диагностика ребенка с отклонениями в развитии, также как и нормального ребенка.
Литература по детской патопсихологии:
• Бардышевская, М. К. Диагностика эмоциональных нарушений у детей : рек. УМО в качестве учеб. пособия для студентов вузов / М. К. Бардышевская, В. В. Лебединский. – Москва : Психология, 2003. – 320 с. – Текст : непосредственный.
• Детская патопсихология : хрестоматия : учеб. пособие / сост. Н. Л. Белопольская. – 3-е изд., стереотип. – Москва : Когито-центр, 2004. – 350 с. – Текст : непосредственный.
• Зверева, Н. В. Патопсихология детского и юношеского возраста : рек. УМО в качестве учеб. пособия для студентов вузов / Н. В. Зверева, О. Ю. Казьмина, Е. Г. Каримулина. – Москва : Академия, 2008. – 202 с. – Текст : непосредственный.
• Каменская, В. Г. Психодиагностика ребенка : допущено УМО в качестве учеб. для студентов вузов / В. Г. Каменская, Л. В. Томанов, О. А. Драганова. – Москва : Форум, 2011. – 399 с. – Текст : непосредственный.
• Кулаков, С. А. Практикум по клинической психологии и психотерапии подростков / С. А. Кулаков. – Санкт-Петербург : Речь, 2004. – 132 с. – Текст : непосредственный.
• Лаут, Г. В. Нарушения внимания у детей: тренинг и развивающие игры : учеб. пособие : пер. с нем. / Г. В. Лаут, П. Ф. Шлоттке. – 5-е изд., перераб. – Москва : Академия, 2008. – 365 с. – Текст : непосредственный.
• Максимова, Н. Ю. Курс лекций по детской патопсихологии : учеб. пособие для студентов вузов / Н. Ю. Максимова, Е. Л. Милютина. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2000. – 576 с. – Текст : непосредственный.
• Мамайчук, И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии / И. И. Мамайчук. – Санкт-Петербург : Речь, 2003. – 400 с. – Текст : непосредственный.
• Марцинковская, Т. Д. Диагностика психического развития детей : пособие по практ. психологии / Т. Д. Марцинковская. – Москва : Linka-Press, 1998. – 176 с. – Текст : непосредственный.
• Пожар, Л. Психология аномальных детей и подростков – патопсихология / Л. Пожар. – Москва ; Воронеж, 1996. – 127 с.
• Семаго, Н. Я. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст / Н. Я. Семаго, М. М. Семаго. – Санкт-Петербург : Речь, 2010. – 373 с. – Текст : непосредственный.
• Шустов, Е. А. Психологические особенности детей с задержкой психического развития и их диагностика : учеб. пособие / Е. А. Шустов. – Шадринск : Шадринский Дом Печати, 2007. – 158 с. – Текст : непосредственный.
Патопсихологическое обследование – это система методик, которыми пользуется клинический психолог во время обследования, в ходе которого специалист определяет причину, структуру тех или иных нарушений психической деятельности.
Патопсихологическая диагностика назначается врачами при подозрении на следующие заболевания психики: шизофрения, биполярное аффективное расстройство, эпилепсия, умственная отсталость, деменция, психопатия, неврозы.
Практическая патопсихология:
• Андрущенко, Т. Ю. Диагностические пробы в психологическом консультировании : учеб. пособие для студентов вузов / Т. Ю. Андрущенко. – Москва : Академия, 2002. – 80 с. – Текст : непосредственный.
• Блейхер, В. М. Практическая патопсихология : рук. для врачей и мед. психологов / В. М. Блейхер, И. В. Крук, С. Н. Боков. – Ростов-на-Дону : Феникс, 1996. – 448 с. – Текст : непосредственный.
• Бурлакова, Н. С. Патопсихологический эксперимент: методология и перспективы / Н. С. Бурлакова. – Текст : непосредственный. // Вопросы психологии. – 2014. – № 3. – С. 3-13.
• Диагностика познавательных способностей. Методика и тесты : учеб. пособие / В. Д. Шадриков, В. Ю. Дударева, Н. А. Зиновьева. – Москва : Академический Проект, 2009. – 533 с. – Текст : непосредственный.
• Сосновикова, Ю. Е. Психические состояния человека, их классификация и диагностика : пособие для студентов и учителей / Ю. Е. Сосновикова. – Горький, 1975. – 118 с. – Текст : непосредственный.
• Шапарь, В. Б. Практическая психология. Инструментарий / В. Б. Шапарь. – Ростов-на-Дону : Феникс , 2004. – 768 с. – Текст : непосредственный.
• Шапарь, В. Б. Практическая психология. Проективные методики / В. Б. Шапарь, О. В. Шапарь. – 2-е изд. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2007. – 478 с. – Текст : непосредственный.
• Шапарь, В. Б. Практическая психология: тесты, методики, диагностика : учеб. пособие / В. Б. Шапарь. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2010. – 672 с. – Текст : непосредственный.
Кроме учебников и пособий студентам рекомендованы ЖУРНАЛЫ, где можно познакомиться с различными научными исследованиями по теме «Патопсихология», а также эта литература будет полезна в соответствии с профилем «Логопед-дефектолог».
• Аутизм и нарушения развития
• Воспитание и обучение детей с нарушениями развития
• Дефектология
• Журнал практического психолога
• Коррекционная педагогика
• Логопед
• Логопед в детском саду
• Логопедия сегодня
• Мир психологии
• Психологическая диагностика
• Школьный логопед
Вузовская библиотека содействует образовательному процессу, обеспечивает учебный процесс и научные исследования.
Благодаря библиографическому обзору читатели получают возможность ознакомиться с изданиями специальной литературы по теме, выявить различия или общие моменты в освещении темы разными авторами.
Кроме того, любой обзор в библиотеке – это элементы привития библиографической культуры как составляющей общей культуры человека.
Материал подготовила: С. В. Кулакова, сотрудник читального зала библиотеки ШГПУ.