Уникальность каждого народа лежит глубоко в «корневой системе», в «генной памяти» и в «культурных слоях», наработанных предками.
Этническое самосознание – отнесение человеком себя к той или иной национальности, его представление о своем народе, его характерных чертах, культуре, языке, территории проживания, историческом прошлом. Этническое самосознание – это принадлежность к определённому этносу, глубинное самоощущение и мировосприятие.
Усиление этнического самосознания, как явление общемирового масштаба, относят к 60–70 годам XX столетия. Оно отразилось в стремлении народов больше изучать свою историю, язык, культуру, следовать в жизни, воспитании детей традициям и обычаям своих этносов. В связи с этим появилась такая наука как ЭТНОПЕДАГОГИКА.
Этнопедагогика — это вечно животворящий источник, живой мостик между прошлым, настоящим и будущим каждого человека и всего народа.
«Демократическое, гуманистическое мировое сообщество приведет совершенные народы к совершенному человечеству. Сегодня я точно знаю, что, в конечном счете, мировая цивилизация сохраняется именно в системе народных, демократических, высокогуманных воспитательных средств, призванных расширять, углублять преемственность поколений».
Г. Н. Волков.
Этнопедагогику можно описать как историю и теорию народного воспитания. Этнопедагогика — наука, предметом изучения которой является народная педагогика как традиционная практика воспитания и обучения, исторически сложившаяся у различных этносов. Это наука о практическом опыте этнических групп в воспитании и образовании школьников, о морально-этических и эстетических воззрениях на исконные ценности семьи, рода, племени, народности, нации. Она раскрывает народную педагогику и предлагает пути ее использования в настоящее время, собирает и исследует опыт этнических групп, основанный на многовековом, естественно развивающемся соединении народных традиций и обычаев.
Основателем этнопедагогики в России, как научной области, является известный чувашский учёный – Геннадий Никандрович Волков. Это мыслитель, учитель, педагог, знаменитый советский профессор и писатель. Волков разработал уникальные подходы к вопросам воспитания человека. Его научные труды послужили основой для создания концепции этнопедагогики. Сегодня Геннадий Никандрович — наиболее авторитетный ученый в этой области знаний.
В настоящие время положения этнопедагогики Волкова широко используется при воспитании детей разных возрастов и в различных образовательных учреждениях. Этнопедагогика Волкова помогает нам понять, как культурные особенности и традиции различных этнических групп влияют на образование и воспитание. Она помогает формировать толерантное и уважительное отношение к другим культурам и народам, способствует развитию межнационального диалога и сотрудничества.
О родоначальнике основополагающих идей национального образования Г.Н. Волкова опубликовано более 500 работ. По оценкам ученых, он – «настоящий человек» (В.А. Сухомлинский), «Ушинский наших дней» (Ю. Глушенко), «гуманист, национальный герой» (В.А. Иванов). Н.И. Целищева отмечает в нем «мощный ум», Ш.И. Джанзанова считает, что «встреча с ним стоит целой жизни».
Главная идея этнопедагогики – достижение гармонии природного, социального и духовного в развитии человека. Например, не стоит и говорить о любви к детям, если не почитается старость. Терпеливость, милосердие, гостеприимство, трудолюбие, уважение ко всему живому в природе – истоки этого должны прививаться в семье. Школа же должна обеспечить поступательное развитие этих качеств.
«К сожалению, забываем традиции, а без традиций нет культуры, без культуры нет воспитания, без воспитания нет духовности, без духовности нет личности, без личности нет народа!».
Г. Н. Волков.
Волков Г. Н. Избранные сочинения. В 7 т. Т. 1. Чувашская этнопедагогика : [монография] / Г. Н. Волков ; Чуваш. гос. пед. ун-т им. И. Я. Яковлева. – Чебоксары : ЧГПУ, 2019. – 398 с. – Текст : непосредственный.
Волков Г. Н. Избранные сочинения. В 7 т. Т. 2. Этнопедагогическая пансофия : [монография] / Г. Н. Волков ; отв. ред. С. Л. Михеева ; Чуваш. гос. пед. ун-т им. И. Я. Яковлева. – Чебоксары : ЧГПУ, 2019. – 527 с. – Текст : непосредственный.
Адресовано педагогам, обучающимся и широкому кругу читателей, заинтересованных данной проблемой.
Волков Г. Н. Избранные сочинения. В 7 т. Т. 3. Обыкновенное дело педагога : роман-эссе / Г. Н. Волков ; отв. ред. С. Л. Михеева ; Чуваш. гос. пед. ун-т им. И. Я. Яковлева. – Чебоксары : ЧГПУ, 2020. – 296 с. – Текст : непосредственный.
Волков Г. Н. Избранные сочинения. В 7 т. Т. 4. Педагогика жизни : сб. пед. эссе / Г. Н. Волков ; отв. ред. С. Л. Михеева ; Чуваш. гос. пед. ун-т им. И. Я. Яковлева. – Чебоксары : ЧГПУ, 2020. – 299 с. – Текст : непосредственный.
Волков Г. Н. Избранные сочинения. В 7 т. Т. 5. Жизнь, смерть и бессмертие патриарха : роман-эссе / Г. Н. Волков ; отв. ред. С. Л. Михеева ; Чуваш. гос. пед. ун-т им. И. Я. Яковлева. – Чебоксары : ЧГПУ, 2021. – 199 с. – Текст : непосредственный.
Волков Г. Н. Избранные сочинения. В 7 т. Т. 6. Педагогика национального спасения / Г. Н. Волков ; отв. ред. С. Л. Михеева ; Чуваш. гос. пед. ун-т им. И. Я. Яковлева. – Чебоксары : ЧГПУ, 2022. – 403 с. – Текст : непосредственный.
Волков Г. Н. Избранные сочинения. В 7 т. Т. 7. Там, где Волга зовется батюшкой / Г. Н. Волков ; отв. ред. С. Л. Михеева ; Чуваш. гос. пед. ун-т им. И. Я. Яковлева. – Чебоксары : ЧГПУ, 2022. – 443 с. – Текст : непосредственный.
Своим примером творческой энергии, интеллектуальной неутомимости и глубочайшей любви к родной земле Волков побуждает в нас жажду высокой духовности, без которой нет полнокровной и нравственно содержательной жизни.
Книжная выставка “Этнопедагогика Г. Н. Волкова” действует с 15 по 30 апреля 2024 года на абонементе библиотеки ШГПУ (учебный корпус № 3, ул. Кондюрина, 28, ауд. 121).
Приглашаем всех желающих посетить выставку с 8.00 до 15.00.
Материал подготовили: И. Н. Обухова, Н. С. Михалёва.