Журнал «Начальное образование» был создан в 2003 году, когда школы приступали к реализации образовательного стандарта первого поколения, что требовало от широких масс учительства повышения профессиональной квалификации и педагогического мастерства. Журнал является научно-методическим изданием, имеет комплексный характер, посвящен актуальным научным и учебно-методическим проблемам начального общего образования.
Журнал адресован разным категориям работников первого школьного звена – начальной школы (от учителей, управленцев до подготовки и переподготовки специалистов начального образования).
МИССИЯ ЖУРНАЛА:
Его миссия — совершенствование процесса обучения, развития и воспитания младших школьников путем повышения профессиональной квалификации учителей. Главная задача журнала — сформировать у педагогов понимание целей начального образования, которые современное общество, государство, семья ставят перед первым звеном школы, способствовать осознанию необходимых изменений в содержании, методах, средствах, формах организации обучения для достижения более высокого уровня образования младших школьников.
ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ ЖУРНАЛА:
- Актуальная тема
- Внеурочная деятельность
- Воспитание младших школьников
- В помощь педагогу
- Диалог с читателем
- Дополнительное образование
- Инклюзивное образование
- Инновации в обучении
- Из портфеля главного редактора
- Интересная книга
- Классическая педагогика
- Начальная школа за рубежом
- Обновление содержания начального образования
- Обсуждаем проблему
- Педагогические исследования
- Предшкольная пора
- Реализуем стандарт второго поколения
- Творческая мастерская
В свете этого особое внимание уделяется публикациям, раскрывающим актуальные проблемы современной начальной школы: введение стандарта (рубрика «Реализуем стандарт»); инновационные технологии обучения (рубрики: «Инновации в обучении», «Творческая мастерская», «В помощь учителю»); новое содержание начального образования (рубрика «Обновление содержания начального образования»). Важными задачами журнала редакция считает повышение психологической культуры учителя начальных классов (рубрика «Страничка психолога»), расширение знаний по истории педагогики (рубрика «Классическая педагогика»), обсуждение с читателями дискуссионных проблем начального образования, различных мнений по актуальным вопросам дидактики начальной школы (рубрики: «Из портфеля главного редактора», «Обсуждаем проблему»). Ключевым вопросом концептуальной стратегии журнала является также повышение качества педагогического образования, формирование специалиста высшей квалификации, отвечающего требованиям единого европейского высшего образования в рамках Болонского процесса.
Главный редактор: 10 лет главным редактором журнала является авторитетный специалист в области начального образования, член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук Н.Ф. Виноградова, которая возглавляет сектор начального образования в УРАО ИСМО. Коллектив сектора стал ядром редакционного совета журнала. В его состав входят ведущие специалисты в области психологии и физиологии, гигиенисты, представители различных научных школ регионов России. Среди них академики РАО М.М. Безруких, Л.В. Школяр, заведующая кафедрой педагогики и психологии МПГУ С.А. Козлова и другие профессионалы. Присутствие в составе редколлегии представителей зарубежного педагогического сообщества дает возможность знакомить читателей с современными теориями обучения и воспитания в других странах (рубрика «Начальная школа за рубежом»).
Большое внимание в журнале уделяется форме предъявления материала — редакция стремится к тому, чтобы информация была полезной, интересной, вызывала живой отклик читателя. На страницах журнала активно обсуждаются актуальные проблемы современного начального образования, представлены последние исследования в области дидактики и методики, учебно-методические разработки, освещаются книжные педагогические новинки, читателя информируют о новостях педагогической науки и практики.
Высокое качество и актуальность публикаций, профессионализм авторов, доступная форма изложения обеспечивают устойчивый читательский интерес и высокий рейтинг журнала, что позволило ему войти в список научных журналов, рекомендуемых Высшей Аттестационной Комиссией (ВАК) для публикации научных результатов диссертаций на соискание ученых степеней кандидата и доктора наук.
Журнал включен в обновленный Перечень ВАК (Перечень рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук) по следующим научным специальностям:
5.8.1. Общая педагогика, история педагогики и образования (педагогические науки),
5.8.2. Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) (педагогические науки),
5.8.7. Методология и технология профессионального образования (педагогические науки).
Периодичность : 6 номеров в год.
Содержание журнала «Начальное образование». — 2023. — № 4.