Thematic lesson “Pedagogical activity of L. N. Tolstoy”

нет комментариев

Весь мир знает Льва Николаевича Толстого не только как гениального писателя, но и как создателя оригинальной системы педагогических взглядов, выдающегося деятеля в области народного образования. В просвещении народа он видел важнейшее средство возрождения своей Родины.

В Год педагога и наставника в России библиотека ШГПУ продолжает цикл выставок о великих педагогах прошлого и настоящего. Сегодня мы представляем материал про Льва Николаевича Толстого : к 195-летию со дня рождения писателя.

11 сентября 2023 года тематическое занятие “Педагогическая деятельность Льва Николаевича Толстого” посетили студенты 222 группы Гуманитарного института. Библиотекарь читального зала С. В. Кулакова подготовила для них материал о педагогических идеях Льва Толстого, о его школе, о его детище – Азбуке и Книгах для чтения.

Педагогическая деятельность Л. Н. Толстого делится в исторической литературе на четыре периода: первый – 1849 год, второй – 1859-1862 годы, третий – 1870-1876 годы, четвертый – начиная с конца 80-х годов и до конца жизни.

“Сперва Аз да Буки, а потом другие науки”

Яснополянскую школу и Азбуку для обучения грамоте крестьянских детей Лев Николаевич Толстой считал одним из главных дел своей жизни.

Усадьба «Ясная Поляна” находится в Тульской области, в районе города Щекино. Сегодня она представляет из себя музей-заповедник, принимающий туристов со всего света. В Ясной Поляне Лев Толстой родился, прожил большую часть своей жизни, здесь он и похоронен.

Первую школу великий русский писатель открыл в 1849 году, но это было лишь начало. Потом он жил в Москве и Петербурге, участвовал в войне на Кавказе, стал известным писателем. Лишь в 1859 году, снова обосновавшись в своей усадьбе, он смог отдаться школьному делу.

“Школа помещается в двухэтажном каменном доме. Две комнаты заняты школой, одна – кабинетом, две – учителями. На крыльце, под навесом, висит колокольчик. Лестница и сени истоптаны снегом или грязью; тут же висит расписание.

Порядок учения следующий: часов в восемь учитель посылает одного из мальчиков, которые ночуют при школе, звонить. На деревне встают с огнем и через полчаса после звонка, в тумане, в дожде или в косых лучах осеннего солнца, появляются на буграх темные фигуры по две, по три, по одиночке. С собой никто ничего не несет – ни книг, ни тетрадок. Уроков на дом не задают. Ученик несет только себя. Свою восприимчивую натуру и уверенность в том, что в школе нынче будет весело так же, как вчера…”

(Толстой, Л. Н. Педагогические сочинения / Л. Н. Толстой. – 2-е изд., доп. – Москва : Учпедгиз, 1953. – 444 с. : ил., портр. – Текст : непосредственный.).

Крестьянских детей учили читать и писать, каллиграфии, грамматике, математике, рисованию, пению, Священной истории. Главные принцип обучения Толстого – заинтересованность, духовность, гуманность и любовь. Организация и методы, применяемые в данной педагогической системе, также отражали ее главную особенность — неразрывную связь с жизнью и бытом народа.
Всего три года просуществовала эта школа. Эти три года сам классик назвал позже периодом «трёхлетнего страстного увлечения педагогическим делом». Яснополянская школа вновь открылась в начале семидесятых годов.

В 1870-1876 годы начинается третий период педагогической деятельности Толстого. Он приступает к составлению «Азбуки» – своеобразного комплекса, энциклопедии учебных книг для первоначального обучения чтению, письму, грамматике, старославянскому языку и арифметике.

Огромную работу проделал писатель, добиваясь, чтобы, как он сам говорил, все было «красиво, коротко, просто и, главное, ясно».

Толстой очень много и кропотливо работал над тем, чтобы учебные тексты были близки ребенку, а их содержание ученик легко мог соотнести с тем, что знал о жизни.
Позднее Толстым были созданы «Новая азбука» и четыре «Книги для чтения» (1875). Если в «Азбуке» букварь составлял лишь первую часть комплекса учебных книг, то «Новая азбука» становилась самостоятельным учебником. Остальные части «Азбуки» были переработаны в отдельные учебники: «Арифметику» и получившие мировую известность «Русские книги для чтения».
«Новая азбука», получив широкое признание, была одобрена Министерством народного просвещения и рекомендована «для всех учебных заведений, где обучение начинается с азбуки».
Сотни маленьких текстов – художественные, высоконравственные произведения. Все рассказы – от нескольких строк до 5-6 страниц, были разделены по книгам. А в них – по разделам, по нарастающей трудности. Толстой сочинял эти рассказы сам и использовал массу литературного материала: басни, загадки, пословицы, тексты по истории («Ермак», «Петр первый и мужик»). Немало познавательных рассказов о природе («Куда девается вода в море»), о разных странах, городах («Эскимосы»). Много рассказов посвящено не только животным, которых дети знают и видят постоянно, но и тем, о ком дети только слышали или вовсе не знают («Слон», «Лев и собачка»). Конечно, все рассказы направлены на развитие у ребенка самых добрых человеческих качеств: чувства долга и справедливости, дружелюбия и взаимопомощи, заботы о ближнем, жалости к животным. Интересно, что писатель после названия текста помечал: басня, сказка, быль, рассказ, описание. Огромный материал Толстой переработал, пересказал так просто и точно, что ни единого слова нельзя опустить и ли заменить.

Сейчас современному ребенку в каждом тексте встретятся незнакомые слова (ушат, плуг, плетень, зыбка-люлька). Поэтому художники стараются иллюстрировать эти рассказы. Сейчас патриархальный крестьянский быт ушел в прошлое, стал историей, но это история нашей страны, нашего народа, и об этом не следует забывать.

Лучшие, давно ставшие классикой рассказы «Филипок», «Косточка», «Акула», «Прыжок» неизменно входят в буквари, книги для чтения в детском саду и младших классах.

Сам Толстой говорил: «Пусть дети читают в этой книге то, что им интересно, что им по силам».

Учение – это серьезный, а зачастую и очень тяжелый труд. Но учение может стать увлекательным трудом для детей, если учитель выберет подходящий предмет и методы, связанные с жизнью и интересами ребенка. Именно такой подход пропагандировал Лев Толстой, его идеи до сих пор актуальны в образовании.

В книжную выставку “Педагогическая деятельность Льва Николаевича Толстого” вошли издания, имеющиеся в фонде библиотеки ШГПУ:
• Брешковская, К. Педагогика Л. Н. Толстого и современное детство / К. Брешковская, Н. Ежкова. – Текст : непосредственный // Воспитание школьников. – 2021. – № 2. – С. 3-8.
• Вейкшан, В. А. Л. Н. Толстой – народный учитель / В. А. Вейкшан. – Москва : Учпедгиз, 1959. – 102 с. – Текст : непосредственный.
• Вейкшан, В. А. Л. Н. Толстой о воспитании и обучении / В. А. Вейкшан ; Акад. пед. наук РСФСР. – Москва : АПН РСФСР, 1953. – 144 с. : портр. – Текст : непосредственный.
• Климова, С. М. Л. Н. Толстой: просветитель, преодолевший Просвещение / С. М. Климова. – Текст : непосредственный // Философские науки. – 2019. – Т. 62, № 2. – С. 109-126.
• Кудрявая, Н. В. Педагогика Л. Н. Толстого: учёный и исследование / Н. В. Кудрявая. – Текст : непосредственный // Народное образование. – 2019. – № 6. – С. 177-183.
• Степанова, М. Счастье учить детей: заметки о Яснополянской школе Льва Николаевича Толстого и его педагогическом наследии / М. Степанова. – Текст : непосредственный // Школьный психолог. – 2013. – № 5. – С. 14-17.
• Толстой, Л. Н. Азбука. Новая азбука / Л. Н. Толстой ; авт.-сост В. Г. Горецкий ; авт.-сост. Г. В. Карпюк ; ред. А. Л. Барто [и др.]. – 2-е изд., доп. – Москва : Просвещение, 1987. – 575 с. – Текст : непосредственный.
• Толстой, Л. Н. Педагогические сочинения / Л. Н. Толстой. – 2-е изд., доп. – Москва : Учпедгиз, 1953. – 444 с. : ил., портр. – Текст : непосредственный.
• Чагадаева, О. Лев Толстой: нет ничего вреднее, чем вызов ребенка к доске : принципы обучения в школах, основанных великим писателем / О. Чагадаева. – Текст : непосредственный // Родина. – 2021. – № 2. – С. 12-14 : 7 фото .

Другие разделы выставки знакомят с биографией писателя и творчеством Л. Н. Толстого в школьном изучении и репродукциями художников – портретами Льва Толстого.

Выставка “Педагогическая деятельность Льва Николаевича Толстого”расположена в читальном зале библиотеки ШГПУ (учебный корпус № 1, сектор А, ауд. 163), действует с 11 по 23 сентября 2023 года.

Добро пожаловать!

If you have found a spelling error, please, notify us by selecting that text and pressing Ctrl+Enter.

Add comment