6 июня в России отмечается Пушкинский день (День русского языка). В этот день на рубеже двух столетий, двух больших исторических эпох родился Александр Сергеевич Пушкин (1799 – 1837) – великий русский писатель.
Вся его литературная деятельность продолжалась немногим более двух десятилетий. Но за свою недолгую жизнь Пушкин совершил грандиозное историческое дело создания русского литературного языка и новой русской художественной литературы.
Пушкин – это Россия, выраженная в слове.
В.С. Непомнящий, пушкинист.
Читальный зал библиотеки ШГПУ предлагает читателям посетить книжную выставку на тему «Размышляя над пушкинским словом».
Внимание к особенностям языка писателя – это самый надежный и верный путь к пониманию его творчества.
«У каждого возраста свой Пушкин», – сказал как-то Самуил Яковлевич Маршак. Это очень верно. Для каждого из нас Пушкин начинается со сказок, которые мы все читали в детстве. С них начинается любовь ко всей русской поэзии. Вдохновителем поэта на создание чудесных сказок была его бабушка и няня Арина Родионовна. Многие взрослые любят перечитывать сказки поэта. «У Лукоморья дуб зеленый, златая цепь на дубе том…» – знакомые всем строки. Александр Сергеевич Пушкин написал пять сказок, которые знает и читает весь мир.
Чуть позже мы возьмем в руки прекрасные пушкинские стихотворения, наполненные нежностью и любовью. Даже в повседневной жизни часто цитируем его стихи: «Мороз и солнце! День чудесный!», «Унылая пора, очей очарованье…», «Я помню чудное мгновенье…», «Я вас любил так искренно, так нежно…» и другие.
«Евгений Онегин» и «Медный всадник», «Пиковая дама» и «Капитанская дочка» – изучая эти произведения в школе, кажется, что все в них понятно, все просто; но, став взрослее – открываются в Пушкине такие глубины, такие красоты, о которых, раньше не подозревали.
• Архангельский, А. Н. Стихотворная повесть А. С. Пушкина “Медный всадник” : учеб. пособие для вузов / А. Н. Архангельский. – Москва : Высшая школа, 1990. – 95 с. – Текст : непосредственный.
• Бабаев, Э. Г. Творчество Пушкина : монография / Э. Г. Бабаев. – Москва : МГУ, 1988. – 206 с. – Текст : непосредственный.
• Бонди, С. М. Над пушкинскими текстами / С. М. Бонди. – Москва : Высшая школа, 2006. – 480 с. : рис. – Текст : непосредственный.
• Горшков, А. И. Все богатство, сила и гибкость нашего языка. А. С. Пушкин в истории русского языка : кн. для внекл. чтения учащихся ст. кл. / А. И. Горшков. – Москва : Просвещение, 1993. – 176 с. : ил. – Текст : непосредственный.
• Долинина, Н. Г. Почитаем “Онегина” вместе. Печорин и наше время / Н. Г. Долинина. – Минск : Попурри, 1996. – 377 с. – Текст : непосредственный.
• Пищулин, Н. П. Философия А. С. Пушкина : учеб. пособие / Н. П. Пищулин, И. В. Волосков, П. А. Егоров ; Моск. гор. пед. ун-т. – Москва : Жизнь и мысль, 2002. – 160 с. – Текст : непосредственный.
• Фейенберг, И. Л. Незавершенные работы Пушкина / И. Л. Фейенберг. – Москва : Художественная литература, 1979. – 366 с. : ил., портр., 9 вкл. л. – Текст : непосредственный.
Исторических произведений, написанных классиком отечественной словесности, много. В первом ряду их «Песня о вещем Олеге», затем пьеса о Смутном времени «Борис Годунов», поэма «Полтава» о Северной войне. Видное место в этом списке занимает «История Пугачёва» – научное исследование на историческую тему.
• Блок, Г. П. Пушкин в работе над историческими источниками / Г. П. Блок ; Акад. наук СССР. – Москва : Академии Наук СССР, 1949. – 216 с. – Текст : непосредственный.
• Городецкий, Б. П. Трагедия А. С. Пушкина “Борис Годунов” : комментарий : пособие для учителя / Б. П. Городецкий. – Ленинград : Просвещение, 1969. – 184 с. : портр. – Текст : непосредственный.
• Новиков, И. А. Пушкин и “Слово о полку Игореве” / И. А. Новиков. – Москва : Советский писатель, 1951. – 128 с. Текст : непосредственный.
• Овчинников, Р. В. Над “пугачевскими” страницами Пушкина / Р. В. Овчинников ; ред. А. А. Преображенский ; Акад. наук СССР. – Москва : Наука, 1981. – 160 с. – Текст : непосредственный.
• Овчинников, Р. В. Пушкин в работе над архивными документами (“История Пугачева”) / Р. В. Овчинников; Акад. наук СССР. – Москва : Наука, 1969. – 274 с. : ил. – Текст : непосредственный.
Пушкин ввел в русский язык много французских и английских слов которые прочно вошли в нашу речь. Например: слово “машинально” от французского machinal, “жилет” – от французского gilet.
В поэзии Александра Сергеевича много просторечий (например, всхрапеть, ерошить волосы, детина, маяться, преть, во весь дух, так и сяк) и старославянизмов: сладость, младость. Слово “вечор” напоминало Пушкину его няню.
• Васильев, Н. Л. Варваризмы в языке А. С. Пушкина / Н. Л. Васильев, Е. В. Савина. – Текст : непосредственный // Филологические науки. – 2000. – № 2. – С. 99-105.
• Гак, В. Г. Язык Пушкина и французский язык / В. Г. Гак. – Текст : непосредственный // Вопросы языкознания. – 2000. – № 2. – С. 79-89.
• Елисеева, М. Б. “Но панталоны, фрак, жилет, всех этих слов на русском нет…” / М. Б. Елисеева. – Текст : непосредственный // Дошкольная педагогика. – 2003. – № 2. – С. 32-35.
• Изюмская, С. С. Иноязычные слова в тексте и формирование “языкового вкуса эпохи”. На материале романа А. С. Пушкина “Евгений Онегин” / С. С. Изюмская. – Текст : непосредственный // Русская словесность. – 2013. – № 3. – С. 50-54.
• Скокова, Л. И. Пушкин об иноязычной и простонародной лексике в романе “Евгений Онегин” / Л. И. Скокова. – Текст : непосредственный // Русская словесность. – 2011. – № 1. – С. 54-58.
«Словарь языка Пушкина» содержит комментированный алфавитный перечень всех слов, использованных А. С. Пушкиным в своих произведениях. Словарь разработан на основе текстов, зафиксированных в большом академическом собрании сочинений и включает в себя свыше 21 000 слов.
Филолог С. Н. Борунова писала: «Это первый полный словарь языка писателя и одновременно культурно-исторический словарь пушкинского времени и предшествующей эпохи».
• Словарь языка Пушкина : в 4 т. / отв. ред. В. В. Виноградов. – 1956-1961. – Текст : непосредственный.
…Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастёт народная тропа…
А. С. Пушкин.
Его произведения трудны для перевода, но поэт имеет своих почитателей во всех уголках нашей планеты. Например, в столице африканской страны г. Аддис-Абеба в 2002 г. был установлен памятник А.С. Пушкину. На мраморном постаменте слова «Нашему поэту». Это потому, что в 17 веке там жил прадед поэта – Ибрагим Петрович Ганнибал. Памятники самому почитаемому в мире русскому поэту можно увидеть и в Китае, и в самом центре Европы.
На территории России в честь А. С. Пушкина стоит около 300 монументов. Люди ежегодно вспоминают поэта в пушкинских местах, где вновь и вновь звучат его произведения.
Пушкина писали, рисовали, лепили на протяжении буквально всех прошедших 200 с лишним лет. Более 300 оригинальных портретов великого поэта хранятся в ведущих пушкинских музеях, художественных галереях и музеях. На выставке представлены портреты, созданные отечественными художниками и скульпторами при жизни Пушкина и после. Это работы Ореста Кипренского, Николая Ге, Василия Тропинина, Ивана Айвазовского и других.
Творчество Александра Сергеевича Пушкина всегда широко было представлено в школьных программах. В настоящее время альтернативные программы и учебники дают возможность расширить круг чтения учащихся в учебное и внеурочное время. Причем многие учителя ориентируют школьников на самостоятельное чтение целого текста поэмы, драмы, прозаических произведений Пушкина в средних классах. Изучению пушкинского наследия посвящено множество литературоведческих, искусствоведческих и методических статей, монографий, пособий, сборников, изданных в разные годы.
• Алдонина, В. Сценарий к спектаклю по мотивам романа А. С. Пушкина “Капитанская дочка” / В. Алдонина. – Текст : непосредственный // Образование в современной школе. – 2021. – № 5/6. – С. 32-36.
• Алексеева, Т. Н. Духовный смысл образа метели в русской литературе. А. С. Пушкин. “Метель”, “Бесы”, “Капитанская дочка” : урок-интерпретация. Х кл. / Т. Н. Алексеева. – Текст : непосредственный // Литература в школе. – 2014. – № 7. – С. 26-31.
• Анохина, Н. В. Анализ поэмы А. С. Пушкина “Медный всадник” : Х класс / Н. В. Анохина, Т. А. Капырина. – Текст : непосредственный // Литература в школе. – 2019. – № 10. – С. 14-16.
• Быков, Д. “Медный Всадник”: между болотом и гранитом / Д. Быков. – Текст : непосредственный // Литература. – 2012. – № 11. – С. 28-30.
• Городецкий, Б. П. Лирика Пушкина : пособие для учителя / Б. П. Городецкий. – Ленинград : Просвещение, 1970. – 184 с. – Текст : непосредственный.
• Граник, Г. “Пиковая дама” в литературных задачах и ответах к ним / Г. Гранник, Л. Концевая. – Текст : непосредственный // Русский язык и литература для школьников. – 2011. – № 1. – С. 10-16.
• Дрей, О. И. Тесты на тему “Пушкиниана” / О. И. Дрей. – Текст : непосредственный // Последний звонок : газ. для организаторов внекл. работы. – 2014. – № 3. – С. 2-5.
• Еськова, Н. А. Изовикторина по иллюстрациям к “Евгению Онегину” / Н. А. Еськова. – Текст : непосредственный // Русский язык. – 2016. – № 2. – С. 12, 16, 32, 41, 49, 59.
• Княжицкий, А. Учимся анализировать лирическое произведение / А. Княжицкий. – Текст : непосредственный // Русский язык и литература для школьников. – 2013. – № 8. – С. 18-28.
• Кузнецова, Т. А. Любовная лирика А. С. Пушкина : IХ класс / Т. А. Кузнецова. – Текст : непосредственный // Литература в школе. – 2006. – № 4. – С. 2-35.
• Манько, Л. В . Пушкинский клуб : литературно-музыкальная композиция : интеллектуальные игры / Л. В. Манько. – Текст : непосредственный // Русская словесность. – 2006. – № 7. – С. 77-80.
• Михалёва, Н. В. Пушкинская тема в школьной программе и во внеклассной работе / Н. В. Михалёва. – Текст : непосредственный // Литература в школе. – 2008. – № 5. – С. 44-45.
• Овчаренко, В. Р. Занимательная география в сказках А. С. Пушкина / В. Р. Овчаренко, К. Н. Чельная. – Текст : непосредственный // География в школе. – 2021. – № 7. – С. 45-50.
• Первова, Г. М. Читаем Пушкина глазами детей XXI века / Г. М. Первова. – Текст : непосредственный // Начальная школа. – 2021. – № 6. – С. 14-18.
• Перепелица, В. “Многолюбящая няня ваша Арина Родионовна…”: урок доброты для учащихся V-XI классов / В. Перепелица. – Текст : непосредственный // Искусство в школе. – 2015. – № 5. – С. 59-64.
• Раилко, Н. С. А. С. Пушкин “Барышня-крестьянка”: дифференцированный урок : 7 класс / Н. С. Раилко. – Текст : непосредственный // Раилко, Н. С. Открытые уроки литературы : 5-8 классы / Н. С. Раилко. – Ростов-на-Дону, 2008. – С. 207-212.
• Соломатова, И. М. Урок литературы в 9-м классе по теме “Философская проблематика стихотворения А. С. Пушкина “Анчар” / И. М. Соломатова. – Текст : непосредственный // Личностно-ориентированный подход в работе педагога: разработка и использование / под ред. Е. Н. Степанова. – Москва, 2004. – С. 113-116.
• Хмарский, И. Д. Народность поэзии А. С. Пушкина : к изучению творчества А. С. Пушкина в 8 кл. / И. Д. Хмарский. – Москва : Просвещение, 1970. – 128 с. – Текст : непосредственный.
• Шевченко, Л. Роман “Евгений Онегин” – энциклопедия русской культуры : кроссворд / Л. Шевченко. – Текст : непосредственный // Русский язык и литература для школьников. – 2012. – № 8. – С. 59-63.
Произведения А. С. Пушкина проникнуты мыслями и чувствами, которые волновали и будут волновать человека всегда. Поэт воспевает влюбленность, дружбу, любовь к Родине – все это близко и понятно и современному человеку. Он обладал огромным талантом донести до читателя главное, глубоко проникнуть в душу и навсегда остаться в ней. Всем своим творчеством, жизненными принципами Пушкин – наш современник, наш друг, учитель.
Приглашаем посетить выставку литературы «Размышляя над пушкинским словом» в читальном зале библиотеки ШГПУ (учебный корпус № 1, сектор А, ауд. 163) с 5 по 17 июня 2023 года с 8 до 17 часов.